Часто наблюдаю картину, когда мамы, в прямом смысле слова, заставляют детей делиться своими игрушками. Кто-то отдает безоговорочно, кто-то, сомневаясь, кто-то кричит помидором на всю улицу. Классно, когда твоему ребенку полтора года, он заходит на детскую площадку, и на каждую просьбу ( в лучшем случае) или прямой захват игрушек без разрешения, улыбается и говоритНу, надо же делиться, так что забирайте все»:) И проводит такие же действия по отношению к другому.

Я особо не заморачивалась этим вопросом, и, как многие мамы, объясняла Еве, что надо делиться, когда у нее просили игрушки или забирали, при этом, никак не защищая, а наоборот, одобряя, сей процесс. Ей, конечно, это не нравилось, но жизнь же вообще не справедливая штука, так что, детка, надо. Но, после очередной скупой слезы от отобранной коляски для кукол, я задумалась.

И вот к чему я пришла: ребенок НЕ обязан делиться своими игрушками.

Во-первых, это его вещи. Я не отдам вам свою косметичку, даже если вы очень попросите. А также не отдам телефон. Даже при условии, что вы очень милый и ваша мама тоже. Я не сделаю так потому, что мне сказали, что надо делиться и так принято. Я смогу это сделать только в том случае, если сама так захочу. Я не знаю, что повлияет на мое решение: погода, арканы в планетах, звезды в Глобе или вчерашний клип Ленинград. Захочу — поделюсь, не захочу — нет.

DSC_4305

Вы, конечно, можете выбить у меня это из рук, дать мне по голове, насыпать песка в глаза, я думаю, что так вас ждет 100% успех в получении желаемого. И, скорее всего в будущем, когда ко мне будете подходить вы или кто-то в вашей весовой категории, то я сама, похоже, все  отдам, потому что получить по голове как-то не очень хочется во второй и третий раз.

То же и с ребенком, только ему еще сложнее. В сильно раннем возрасте, ребенок еще сам не понимает, где его, а где чужое. Как мне кажется, объяснить ему, где его вещи и какие его права на них — это уже сделать вклад в его способность делиться. А также научить его схеме, когда хочется другую игрушку — подойти и попросить. И быть готовым пережить любой ответ.

Адекватная схема существования мира в этом случае такая:  любой ребенок может подойти к вашему и спросить: можно твою игрушку? И ваш ребенок может ответить и «да» и «нет» — и на любой из этих ответов он имеет право.

Неадекватная схема: когда кто-то отбирает игрушки у вашего ребенка, при этом вы не действуете, а убеждаете его, что так нормально. Или когда кто-то просит игрушку, а вы не спрашивая разрешения у ребенка, отдаете ее.

Так вот, когда вы ребенку объясняете, что у него есть право выбора и он начинает им пользоваться, то в этом случае вы делаете намного больше вклад, чем сами перекладываете игрушки из его рук в другие. Потому что когда у него ничего не забирают, он спокоен за свое добро и знает, что в любой момент он сможет его забрать или вовсе не отдавать — он будет делиться больше. Все очень просто. Ему не надо думать, как все это сделать, как применить ловкость ума или силу рук, где набрать щебня и насобирать палочек, чтобы всеми способами вернуть свое.

DSC_3628

Вопрос №2: почему, многие мамы считают, что их ребенок обязан делиться?

Простите, но пришла пора это написать. Сложно быть плохой девочкой. Сложно быть неудобной другим мамам в песочнице, тете в магазине и вечно строгому глазу, который измеряет насколько ты была сегодня хорошей.

Что о тебе подумают все они, если в какой-то момент ты скажешь «нет» ? Это же неудобно поговорить со своим ребенком: «смотри, малыш просит тебя поиграть твоим паравозиком. Ты поделишься с ним? Потому что у него нет такого паравоза и он очень бы хотел тоже попробовать!» И тут твой , о ужас, любимый ребенок, говорит «нет», это если он умеет говорить. И тут два пути: либо ты забираешь у него игрушки и говоришь, что неправильно не делиться и мир требует от тебя сейчас все отдать, ибо мы дальше идем к коммунизму и нет никаких собственностей и границ. И твой ребенок вообще не понимает, что происходит, он только чувствует вселенскую несправедливость и то, что тот, кто должен заботиться и защищать сейчас почему-то на другой стороне. Либо ты говоришь другому ребенку, который захотел игрушку: Извини, сейчас Петя не может поделиться с тобой игрушкой, потому что она ему сейчас нужна. Но, если ты спросишь еще раз через полчаса,  возможно Петя передумает.

Выбирая первый вариант — вы выглядите, как осознанная и думающая мама, которая учит ребенка делиться (?) в глазах напротив. Хотя это только на первый взгляд, потому что внушая ребенку с детства, что он должен отдать, когда он не хочет, еще больше приближает его к жадности или к методам силовой борьбы за свое.

Выбирая второй вариант — вы плохая, невоспитанная женщина, которая страдает кучей комплексов. А, ну и жадина, что уж тут. Момент этот мне иногда сложно пережить, особенно с учетом адекватности человека напротив. Но, зато мой ребенок знает, что я всегда на его стороне. Она делиться спокойно игрушками, если ее спрашивают «Можно?» и также спокойно кивает, головой что «нет», если она не хочет. Она не делиться игрушками с теми, кто пытается у нее их отнять. Скажу больше, я их забираю обратно и отдаю ей со словами: это твои игрушки, никто не может просто подбежать и выхватить у тебя твое, ты должна понимать, что так неправильно. Ты не обязана делиться. DSC_3715

 

Удивительно, но мой ребенок никогда не выдирает игрушки ни у кого. Не исключено, что и эту черту однажды захочется переступить, осознав свою силу и мощь к годам так 3, но с этим тоже можно работать. Для этого родитель и находится рядом на площадке. Чтобы в нужный момент объяснить, помочь, поддержать.

Учить ребенка делиться — это в первую очередь рассказать ему про границы свои и других людей. Рассказать вообще почему люди делятся и что в этом интересного. Рассказать, что никто силой не может вынуждать тебя что-то делать или что-то отдавать. Только по собственному желанию. Что ответ «Нет»  не делает его самым ужасным человеком на планете.

Но, чтобы разрешить ребенку быть свободным и часто неудобным остальным, это нужно разрешить и себе.

 

comments powered by HyperComments