Насилием кажется все, что угодно. Насилием может быть все, что угодно, если вы не можете обозначить границы.

…В детстве часто и много принуждали. В детстве много требовали и/или контролировали.

Взрослые и не подозревали, что, не принимая детей за людей – со своим достоинством, правами и границами, делали из них жертв.
…………………………….

— Скажи, почему мне так трудно начать?
— Что именно?
— Любое дело….
Любое рутинное дело, каких полным-полно в бытовой жизни…. Все мне кажется большим, неподъемным.
Настолько большим, и лучше уж не начинать.

…Тяжело, неподъемно, скучно, неинтересно, и при этом невозможно отказаться – вот что переживает ребенок, когда его загрузили:
А) взрослой работой
Б) рутинной работой
В) никак не позаботились о его личной мотивации, всунув взрослую мотивацию «надо».

Домашние уроки, прополка грядок на даче, работа по дому – все сюда. Все – насилие. А какой у Жертвы может быть ответ? Сопротивление и избегание.

— Скажи, те чувства в детстве, и эти чувства, сейчас, когда ты думаешь о своей рутине – похожи?
— Похожи…. Вытирать пыль на всех полках, когда назначалась уборка в квартире, было мучительно. Пытка повторялась каждые выходные.

Никаких вариантов, кроме подчинения, не было. Возражения не учитывались. За возражения корили, и я переживала вину и плохость.

— Что могло бы тебя поддержать — тогда?…. От чего было бы легче?
— Ну….. Может, подарок, как награда за труд. Или соревнование с мамой. Кто быстрее уберет.
…………………….

В действительности, чтобы не переживать состояние Жертвы насилия, необходим ВЫБОР.
У ребенка должен быть выбор. И уважение как к человеку.

Принуждают только рабов. Должен, надо….
Тех, кого любят, уважая, не используют как рабов. Их привлекают к решению семейных задач, и считаются с личными обстоятельствами.

«Ты свободен сейчас? Мне нужна твоя помощь. Почисти, пожалуйста, картошку, а я пока поджарю лук».
«Ты сходишь в магазин? У нас закончились фрукты. Сейчас занят? А когда сможешь? Отлично, через полчаса».

……………………………………

Жертва может только сопротивляться. У свободного человека есть ответственность: он вовлечен в дела семьи и рад помочь, если его границы уважаются.

Сначала мы, по инерции, повторяем насилие — теперь уже над собой. И сами же сопротивляемся насилию.

И это — не лень. Это детский способ отстоять свои права, когда другие, более зрелые способы, не известны.
………………………..

Все, что упустили взрослые — тогда, необходимо проговорить — сейчас.
Говорить — в каждом случае само-насилия и сопротивления. Говорить, пока не усвоится.

Внутренняя мать пусть скажет внутреннему ребенку: «Ты сопротивляешься. Я понимаю тебя. Слишком много и часто тебя заставляли. Ты имеешь право переживать любые чувства по этому поводу».

Внутренний отец пусть скажет: «Ты нужен. Ты имеешь право решать, как, в каком ритме ты будешь делать эту работу. Пробуй новые ходы. Найди такие, которые будут тебе интересны».

…. И, конечно, подарить себе подарок за победу над внутренним насилием..

Автор:Вероника Хлебова

Источник

comments powered by HyperComments