Современные родители устроили гонку вооружений – мы все негласно сражаемся в крутости своих детей и пытаемся показать им весь мир на ладошке задолго до того, как они сами начнут этим интересоваться.

«Я привез сына в горы, на самый лучший курорт, купил ему лыжи и костюм, а он мне заявляет: «Пап, ты пока покатайся, а я в планшет в номере поиграюсь», — рассказывает недоуменный молодой отец шестилетнего мальчика.

Ребенка не удивили горы – он их тысячу раз видел на фотографиях и картинках. В процессе игры, мальчик неоднократно спускался с самых сложных черных трасс и настоящее величие природы ничуть не вскружило ему голову. Папа в шоке, потому что сравнивает его с собой – «если бы мне в шесть лет показали такой горнолыжный курорт, я бы ночевал на склоне». Папе кажется, что ребенок – лентяй, а, на самом деле, он – просто представитель поколения, которое очень трудно чем-то удивить.

Посудите сами, ребенок, едва ему исполнился год (а иногда и того меньше), уже ходит три раза в неделю на раннее развития, два раза в неделю в бассейн и один день остается еще для уроков английского для самых маленьких. В остальное «свободное» время перед ним раскладывают карточки Домана и заставляют коротать досуг с набором «Юный техник». У ребенка не спросили, что он хочет, ему сказали заниматься тем, чем занимаются все «нормальные» дети. Если он противиться этому положению вещей, автоматически приравнивается к рядам лентяев.

дайте ребенку полениться2

Когда эти дети подрастают, у них возникает еще одна проблема – в школе им скучно. Скучно, даже если учитель проявляет всю нестандартность своих подходов, родители регулярно водят в музеи, галереи и зоопарки, а с помощью компьютера или даже телефона, можно посмотреть весь мир через Интернет.

Причин этой скуки может быть несколько:

  1. Изобилие. Современных детей с первых дней жизни окружает огромное количество удивительных вещей, на знакомство с которыми нам понадобились многие годы. Игрушки поют, танцуют, играют и машут конечностями. Книжки перестали быть чем-то особенным. У каждого ребенка их несколько десятков: всех форматов, цветов и со всевозможным наполнением. По первой же просьбе малышу купят микроскоп, телескоп, велосипед или годовой абонемент в аквапарк. В такой атмосфере он не испытывает недостатка во внешних стимулах, однако не спешит проявлять свою любознательность и увлеченность чем-то конкретным.
  1. Усталость. Дети совсем не похожи на взрослых, они не испытывают восторга от выполнения чего-нибудь масштабного. Одна из причин скуки – избыток предметов и материалов для освоения. Если перед ребенком лежит стопка книг, он автоматически боится, что не сможет справиться с такой горой информации, а потому сдается. Проблема кроется в несчетном количестве вещей, требующих внимания – ребенок отвечает на это, как правило, апатией и вялостью, как предчувствием собственной неудачи.
  1. Давление. Родители, которые пытаются навязать ребенку свое желание знать все и обо всем с малых лет, должны понимать, что однажды он устанет от этой рутины. И чем раньше начнут заставлять, тем раньше он начнет отторгать всю эту идею с образованием. Родительский прессинг способен убить любой интерес ребенка. Потому адекватной реакцией на «Иди делай уроки, я же тебе уже 100 раз сказала» будет лень, скука и прокрастинация.

дайте ребенку полениться

Однако, в скуке, лени и ничегонеделании ребенка есть много положительного. Психолог Эндрю Смарт отмечает, что «пассивный режим» способствует озарению, творчеству и потрясающим открытиям. Cостояние скуки для ребенка может быть продуктивным толчком к поиску той деятельности, в которой он больше всего нуждается в данный момент. И пусть это будет желание кувыркаться и дурачиться (может быть этот ребенок – будущий чемпион) или играть с собакой (не исключено, что перед нами кинолог или ветеринар). Важно прислушиваться к желаниям ребенка и позволять ему как можно чаще делать то, чего в данный момент ему хочется.

Чтобы избежать детской лени и все же найти то занятие, которое действительно сможет увлечь ребенка, стоит, во-первых, дать ему возможность время от времени лениться. Устройте ребенку дополнительный выходной, разрешите остаться дома, прогулять все кружки и проследите за тем, что он будет делать. Отталкиваясь от его выбора игры или занятия, определяйте то, что цепляет его больше всего, и в дальнейшем развивайте эти навыки в игровой форме.

Еще один способ заинтересовать малыша – воспользоваться техникой «стрювинг» (strewing). Вся хитрость заключается в том, чтобы разбрасывать по квартире предметы для учебы и творчества. Ребенок будет находить их в самых неожиданных местах и использовать по назначению. То есть учить закон Архимеда о выталкивающей силе, действующей на тело, погруженное в воду, лучше не за столом, а в ванной. А сидя на диване можно случайно обнаружить новый конструктор. Интересно также узнать как работают все домашние приборы, а заодно помочь маме испечь яблочный пирог.

В общем, поле для детского творчества безгранично, важно лишь почувствовать своего ребенка и дать ему возможность заниматься тем, что ему по-настоящему нравится и позволить уделять этому занятию ровно столько времени, сколько он сам посчитает нужным. И тогда он обязательно вырастет самым умным, самым талантливым и, что важнее всего, самым счастливым.

comments powered by HyperComments