Знаете, какое мое самое яркое воспоминание из детства? Мне было года четыре, может три, я нашла ручку и обрисовала ей все стены в комнате (на минуточку мы жили в однокомнатной квартире). Каляки-маляки были ровно в мой рост, то есть там, где я доставала. Застукал меня папа за этим процессом, когда я стояла на софе и уже дорисовывала. Именно момент дорисовывания я помню лучше всего, потому что вошел мой строгий отец. А рисовать на стенах было нельзя. Дальше, скорее всего, меня отругали, наказали, возможно, даже физически, этого я не помню. Я не помню, почему начала рисовать на стенах, почему не попросила листик, не знаю. Помню, что с моим строгим отцом многое было нельзя. Я хоть была и комфортным ребенком, часто нарушала «нельзя». Сестра же это «нельзя» уничтожала в пух и прах ежедневно. За это так же регулярно получала. В конечном итоге всегда любознательную и активную сестру сломали. А жаль… такие надежды ребенок подавал.

 

Можно все нам было у бабушки. Потому что бабушки дома часто не было и четверо детей, младшая из которых была я, делали все что хотели. О боги… Мы брызгались водой из луж, набирая их в пустые бутылки из под шампуня, купались в «копанке», лазали по деревьям, разгоняли цыплят от квочки, «оперировали» жаб, ловили ящериц. Эти было весело, задорно и познавательно. Я даже на кладбище гуляла с подружками. И это мне было 5 лет! Всего! Конечно, за кладбище бабушка мне дала по полной программе, и сломала… и так спокойного ребенка (делать все «каки» подбивали меня брат и сестры. Честно). После, я гулять не ходила, сидела тихонечко возле бабули.

 

Моему ребенку можно все, когда мама рядом. Практически все. Ему можно лазить на кафеле, пробуя его на вкус, рвать газеты, колупать в камине пепел, гладить собаку, выбрасывать все из тумбы, грызть пылесос. Да, это так некомфортно, постоянно убирать, чтобы кафель был чистым, собирать после него газеты, стирать одежду от пепла и следить, чтобы пепел не оказался во рту, раскладывать все обратно по тумбам (чтобы ребенок через десять минут все вытащил обратно), когда меня накрывает и я хочу крикнуть просто: «нельзя!», и оттащить ребенка. Я вспоминаю себя с ручкой у стены, маленькую девочку Тоню, которую постоянным «нельзя» сломали. Я вспоминаю свою сестру: активную, веселую, пробивную, бесстрашную, которую этим нельзя сломали. И я не хочу, чтобы я сломала своего ребенка. Ему можно все, но в меру. Да, ему нельзя грызть провода и облизывать розетки (а он так этого хочет), залазить в камин, когда там горит огонь, хвататься за вилки и ножи – это безопасность. Но, я даю ему спокойно ползать и ходить, стою в стороне и просто наблюдаю. Как кошка за котенком. Наблюдаю, как он учится вставать, стоять, ходить, ползти дальше, отпускаться, падать на попу, облизывать пол – он так познает мир. А моя главная задача не мешать. Я стою и смотрю на безопасность, в случае падений, я рядом, чтобы успокоить. Но я не отдергиваю ребенка от каждой тумбы и стены, потому что он может упасть.

 

Удивительно, но с бабушкой и дедушкой ему ничего нельзя. В камин – нельзя! К шторе – нельзя! Открывать тумбу – нельзя! Ничего нельзя! Он может упасть, он может прищемить палец, прикусить язык, он набьет шишку. Такое чувство, что ребенка заранее программирую на неудачу: упадет, ударится, убьется! Это что такое? Его ставят в ходунки – потому что так проще, он никуда не залезет и не поранится. Но мой ребенок хитер, он в ходунках научился открывать тумбы. «Что ты смотришь? Он же упадет!» «Упадет, успокою, больше не полезет» «Так нельзя!» — такой диалог с бабушкой можно слышать чуть не каждый день.

 

Обилие запретов – мешает развитию ребенка, говорят психологи. В любом случае слово «нельзя» должно присутствовать в жизни ребенка. Но как объяснить годовалому ребенку, что выбегать на дорогу, облизывать розетки и грызть провода – опасно? Я не знаю. Он не понимает такие слова как смерть, авария и тд. Даже мои эмоции страха, его смешат. Приходится провода отбирать и перекладывать повыше, двери в ванную с кучей химией регулярно закрывать и каждый раз окидывать взглядом комнату, прежде чем выпустить ребенка на пол.

 

Я давно для себя решила, прежде чем запретить, создай ребенку условия. Нельзя бегать по лужам? Купи резиновые сапоги. Нельзя рисовать на стенах? Создай уголок для рисования с доской или съемными листами. Нельзя на площадку, потому что запачкается? Покупай дешевую одежду и обувь для таких случаев.

 

Запрещать нужно. Без этого никак. Бабушку бить нельзя, кошку топить в унитазе – тоже, плести паутину из проводов – вряд ли хорошо и полезно. Но запрещая важно понимать, запрещаешь потому что небезопасно для общества, жизни, некультурно или потому что тебе некомфортно? Если ответ последний – создавай условия. В остальных случаях – ищи способы договориться. Как? Уж лучше твоего материнского сердца, никто не подскажет. Может и я скоро научусь договариваться с сыном, чтобы он не облизывал розетки и не грыз провода. А пока, ему просто — «нельзя!»

comments powered by HyperComments