Почему ты, по словам мамы, уже в 6 месяцев сидела на горшке, в год разговаривала, в полтора декламировала стихи, а твой ребенок и в 2 не хочет произносить элементарное? Что есть нормой, и что делать, чтобы в эту «норму» вписываться рассказала на своей лекции в Москве известный психолог Катерина Мурашова.

 Мы выбрали для тебя из всей лекции только самое полезное, и готовы поделиться наблюдениями автора.

Задумывались вы об этом или нет, но понятия «норма – не норма» неизбежно влияют на наши родительские стратегии. Ежедневно, ежечасно мы делаем свой выбор: как поступить по отношению к ребенку, в зависимости от того, что мы считаем НОРМАльным для его развития. И это ежедневное принятие решений, глобальный выбор воспитательной стратегии делать было бы не так сложно, если бы не одно НО. В голове мам и пап сегодня звучит слишком много голосов о том, как правильно воспитывать ребенка.

Раньше было принято считать, что к году ребенок должен говорить несколько слов и хотя бы несколько предложений. К году! Это была норма. Более того, большинство детей, которых я видела в начале своей практики, в эту норму действительно вписывались. Действительно, годовалый ребенок говорил: «Мама. Папа. Дать. Пить. Уйди. Хочу». Ребенок в 1,5 года говорил предложениями. Моя собственная дочь в 1,5 года читала простые стихи. Дальше (я же не логопед и за нормой в этом вопросе не следила), ситуация все-таки менялась, и сейчас ко мне приходит масса детей, которые только в два года – в два?! – в два года говорят то же самое: «Мама. Папа. Дать. Пить. Хочу на ючки». Что это? Норма, не норма? Где, что случилось? Дети отупели? Что произошло? Родители перестали с ними заниматься? 25 лет назад занимались, а сейчас перестали?

мой ребенок нормальный2

Сколько-то месяцев задержки речи происходит из-за памперсов, это известно. Исследования проводились, правда, производители памперсов их задавили. Но не год же! Почему так происходит – понятно: запаздывают контрольные механизмы: ребенок с памперсами не должен вырабатывать этот волевой контроль, раз волевой контроль запаздывает, все остальное тоже запаздывает. Но я не думаю все-таки, что это год.

Дальше, что влияет еще? Что такое норма опять же? С одной стороны, наш мир вроде бы наращивает толерантность, наращивает идею о том, что «пусть расцветают все цветы», «пусть мы все будем учиться у людей с нарушениями развития», – вот оно всё славно и сладко. С другой стороны, мир наращивает скорость и обороты, соответственно, чем быстрее все это движется, тем больше процент детей, «не попадающих». Если раньше букварь проходили в течение года, то теперь этот букварь проходят в течение двух месяцев. Совершенно очевидно, что количество «не попавших» увеличивается.

С одной стороны, мы декларируем все большее и большее принятие инаковости, принятие того, что еще некоторое время назад казалось не нормой. С другой стороны, мы наращиваем темпы, и чем быстрее крутится колесо, тем больше с него слетают. Все это видят, все это понимают. Нормы, как таковой, даже медицинской, вроде бы нет, но с другой стороны, все мы чувствуем, что где-то она все же есть.

На развитие ребенка очень влияет окружение.

Как, например, в историческом срезе проходило детство славянского ребенка? Туго запеленутый, до года в люльке с маковым жмыхом вместо соски во рту. То есть в трансе и под наркотиками.

Как проходило детство африканцев? В слинге у мамы до двух лет: все видит, все трогает, слышит все взрослые разговоры. И это не потому что африканцы так сильно переживали о раннем развитии своих детей – просто так диктовали условия. Славянам нужно было пахать поле, и достаточно было лишь качнуть люльку с кайфующим в ней ребенком раз в 2 часа, у африканцев под ногами бегали тарантулы, потому новорожденного никак нельзя было опускать на землю. Потому что бац: и минус один. Таким образом африканские дети в 3 года были более развиты, чем славянские. Ну и что?

репетитор

Мы все время должны думать о контексте. У нас есть биология, и нам никуда от нее не деться. И у нас есть процесс очеловечивания, который происходит параллельно с реализацией каких-то биологических программ. Мы все время должны помнить о том, что этот процесс происходит не в джунглях, он происходит в совершенно конкретном контексте – в контексте семьи.

Из этого выплывет, что на развитие малыша непосредственно и в первую очередь влияет семья. Здесь Катерина Мурашова рассказывает как любимые родители могут затормозить развитие ребенка.

  1. Все делать за ребенка

Когда детей до 5 лет кормят с ложечки, а таких последнее время все больше, у них однозначно будут некие проблемы с развитием.

  1. Давать ребенку противоречивые команды

Сказать ребенку: «Стой, куда ты идешь? Остановись! Ану, иди сюда. Стой! Быстро к маме иди. Ну что ты там стоишь, в конце концов?» — это просто ввести его в состояние ступора. От этого дети боятся коммуницировать с другими детьми и взрослыми – им непонятны требования этого мира.

  1. Все запрещать

Не трогай, не бери, все опасно. Он не трогает, не берет, не познает мир. И что в итоге? Задержка развития, конечно.

  1. Сократить период развития креативности

Здесь все чуточку сложнее. Первый год жизни ребенка – это формирование базового доверия к жизни. Дальше у нас пошло установление границ – «докуда я могу вас сделать». Где-то в 1,5 года, в норме в три, границы должны быть установлены, и дальше до семи лет идет сладкий период, когда идет развитие креативности. Что такое развитие креативности? Возникает вопрос «почему», и ребенок   реализует поиск нестандартных решений на стандартные задачи. То есть, «что у нас будет лошадью?» Лошадью будет вот эта палочка. «Что у нас будет столом?» Эта коробка. «Что у нас будет космическим кораблем?» Стиральная машина. На мой взгляд, из детства это самый красивый период. Он настолько сладкий, что в здравом уме и твердой памяти что-то с ним сделать… Но, тем не менее, очень многие родители его сводят почти на нет.

Как они это делают? Очень просто. Они  в периоде, где устанавливаются границы не устанавливают границы, подают те самые противоречивые команды (бабушка разрешает, папа запрещает, тут же они начинают между собой ругаться). Пока не установлены границы, креативность не пошла – это последовательные вещи. В 7 лет отдали в школу, и начинается развитие. У нас образование левополушарное, в одной задаче есть один ответ,   в предложении: «Птичка полетела на юг», – подлежащее «птичка», другого нет. «Дважды два – четыре», и тоже другого ответа нет.

Что делают родители? Они вместо того, чтобы подождать, в периоде, где развивается креативность, отдают его в хорошую дорогую обучалку-развивалку, где его учат читать, писать и брать интегралы, если повезет. А когда наш ребенок вырастет и станет каким-нибудь маркетинг-менеджером, его начальник будет говорить приблизительно следующее: «Работник он неплохой, но никакого креатива от него не дождешься». Конечно, не дождешься, потому что вместо большого периода для развития креативности у нас всего лишь маленький кусочек. Откуда взяться-то?

Это то, что может сделать семья и то, что она достаточно часто делает, чтобы затормозить развитие. Как оказалось, пенять можно лишь на себя.

comments powered by HyperComments