Никакое мамское знание теорий о том, как воспитать в ребенке ответственность, никакое понимание самим ребенком причинно-следственных связей не заменит реальный опыт, в результате которого формируется та самая ответственность. Это как хорошим футболистом не станешь, пока не начнешь играть – с выработкой ответственности так же. И в нашей родительской силе предоставить ребенку, не злонамеренно, но все же осознано этот опыт самостоятельности.

Особенно это необходимо ребенку, растущему подконтрольно. Пусть не с тотальным надзором, но все же с постоянно присутствующей мамой дома, работающей по свободному графику. У ребенка вырабатывается привычка, что ему, если что, подскажут во сколько нужно куда идти, помогут собраться, найти потерявшиеся вещи и т.д. Все эти непродуманные ребенком заранее мелочи в итоге приводят к безответственности. И винить в этом только ребенка нельзя.

Из самых лучших своих побуждений, мы пытаемся ограничить и оградить ребенка от «неправильных» поступков, подсказывая ему алгоритм действий, а потом сами страдаем и задаемся вопросами «Ну почему он такой безответственный вырос?». А он всего лишь привык полагаться на родителей, особо не напрягаясь обдумыванием последствий.

Я в свое время, все дела, которые необходимо было сделать на выезде, старалась выполнить в то время, пока дети в школе. А потом, значит, как идеальная мамаша – детей обедом накормить и развести их по всевозможным кружкам. Мое неверие в то, что они могут быть ответственными (а они по факту пока таки не могут :)), заставляло меня свой личный график приноравливать к расписанию детей.

Роста чувства ответственности у детей при этом я явно не ощущала. Логично было предположить, что связанно это как раз с моим присутствием, когда мамы дома ну очень много, и их привычкой стало полагаться на меня.

Вчера я решила проэкспериментировать и изменила тактику поведения – перенесла все встречи на время, когда дети уже вернутся со школы. То есть они должны были полностью нести ответственность за себя и свои действия в отношении посещения кружков.

Пока я ехала домой, фантазировала о том, что будет ждать меня по возвращении. Рассчитывала, конечно, увидеть убранную посуду после обеда и часть выученных уроков, ну и как минимум знать, что никто никуда не опоздал.

Но увы, посуда одиноко дожидалась маму на столе (хорошо, хоть поели), рюкзаки даже не разбирались (зато школьная форма была повешена), а на занятия таки опоздали: в разное время, в разных местах, но вовремя не пришел никто.

Посмотрев на всю эту картину, пошла забирать своих мальчишек с кружков, на ходу подбирая слова, которые помогли бы им осознать что ответственность — это не пустой звук, а каждое действие сопровождается последствиями. В голове потоком проносились 100 разных вариантов, но ни один из них полностью не отражал мое личное сожаление и не замотивировал бы их в дальнейшем.

Нотации, угрозы, наказание, поощрение, шантаж — эти методы не оправдывают себя. Вопросы «Как дела? Чем занимались?» — нечестные. Решила просто улыбаться и обнимать при встрече, ожидая их реакции, которая не заставила себя долго ждать. Поток информации о том, почему все так произошло, в большей степени изобиловал поиском возможностей возложить вину на другого, чем просто признанием факта личной несобранности. Ограничилась напоминанием о причинно-следственных связях и просьбой не искать лазеек для оправданий.

Мальчишки, естественно, подрасстроились, но вот, что интересно: в потоке, все уроки были выучены так быстро, как никогда, успели еще и погулять на улице и поиграть вечером в шахматы. И все в итоге было сделано, хоть и не без погрешностей.

Для меня это стало уроком: ответственность не воспитывается, она просто отдается. Без упреков и сожалений, с ошибками и последующими достижениями. Планомерное уменьшение контроля — это единственный метод воспитания ответственности. Так что нам нужно учиться доверять собственным детям.

Ольга Медведчук

comments powered by HyperComments