С Таней мы работали  еще до рождения ребенка над ее отношениями с мамой (и с бабушкой). Ее мама всегда была уставшей, недовольной, болела, говорила: “ С детьми тяжело”. На самом деле тяжело было с мамой — неслучайно у девушки с 7 лет были проблемы со здоровьем, в частности головные боли, происхождение которых врачи объяснить не могли. В результате нашей работы отношения с мамой (и бабушкой) улучшились, стали ровными и спокойными, головные боли значительно уменьшились (по ощущениям девушки на 60-70%).

Однако родительские послания, полученные ребенком в детстве, очень живучи. Ухаживая за своим новорожденным сыном, девушка ловила себя на мысли, что чувствует себя уставшей, как мама, и внутри постоянно звучит голос мамы: “ С детьми тяжело”. Она хотела убрать это в себе и пришла на консультацию.

Усталость молодой мамы после родов и в первые месяцы, в первый год жизни ребенка явление обычное. Но, оказывается за этим может стоять не только усталость от физической работы. Давайте посмотрим, что мы нашли в результате консультации.

В первый месяц после рождения ребенка Тане было тяжело, она ощущала депрессию, ребенок не радовал. Он хоть и был спокойным, но постоянно возникала мысль: “ Мне тяжело, я не выспалась”.

Рассказывая об этом на консультации, Таня вспомнила еще одно мамино напутствие – “Ложись спать, если не выспишься, будешь плохо себя чувствовать, будешь уставшей, день будет не такой”. Эти слова мамы в последнее время тоже стали звучать в ней. Когда Таня не высыпалась, она могла чувствовать себя нормально, но, вспоминая “совет” мамы, сразу ощущала тяжесть.

Работу мы начинаем с чувства, которое испытывает клиент, в связи со своей проблемой, представляем его в виде образа и определяем его “место проживания” в теле. Чувство Тани — волнение, оно находилось в голове, и в образе было похоже на черную пористую губку. Сев на место губки, девушка от ее имени проговорила отношение губки к Тане и что она для нее делает. К Тане она относится позитивно, хочет, чтобы у нее было все хорошо, и чтобы она вовремя ложилась спать. “Это основное, цель жизни, – говорит губка, — высыпаться. Не выспишься – ничего не будет получаться, и… будет болеть голова, – тут Таня начинает смеяться. – Это программа,- говорит. — Вижу, насколько сильными оказываются слова родителей.

Родительские послания и обращения, сказанные ребенку в детстве, могут до определенного времени находиться в латентном (дремлющем) состоянии. Они поднимаются с глубин на поверхность и становятся для человека актуальными, когда он попадает в ту ситуацию, через которую когда-то прошел родитель. Таня в связи с рождением ребенка и уходом за ним, стала меньше высыпаться. И здесь включилась программа – “Не выспишься – будешь уставшей”.

Интересен образ губки, говорившей ей это. Спонтанно возникающие у клиента образы имеют глубокий смысл. Известно, что Мария Монтессори называла сознание маленького ребенка впитывающим. Естественно и легко ребенок впитывает все, что есть вокруг него – родную речь, стиль отношений мама-ребенок, родительские послания и др. Кроме того, ребенок любит своего значимого взрослого (маму, папу, бабушку, дедушку) и без оценочно принимает то, что тот ему дает. А еще у него нет своего опыта, чтобы сравнивать и анализировать, делать выбор. Ребенок критически не оценивает то, что поступает ему из внешнего мира, а считает это истиной. Он впитывает как губка то, что дает ему среда. Образ Таниной губки – это образ той детской части, которая без оценочно впитала в себя родительское послание, как восстанавливаться.

— Это даже не слова мамы,- вдруг осознает девушка,- а бабушки, которая хочет на всех влиять. Это бабушкин опыт — когда-то она сделала вывод, что если не выспится, у нее болит голова. Бабушка хотела помочь всем нам. Но делала это насильно. И мама, и бабушка не давали свободы выбора. Они не советовали, а насильно впихивали, и это вызывало сопротивление.

Дальше я предлагаю Тане вспомнить СВОЙ опыт и ощущения и найти СВОЙ путь, как восстанавливаться. Девушка проговорила, что восстанавливается и чувствует себя хорошо, когда что-то делает для себя – читает и слушает книги, общается с мужем, уделяет внимание телу. Тогда она чувствует себя уверенно, понимает, что все нормально, что-то узнает, видит будущее, появляется интерес, надежды, желания и усталость проходит, даже если она не выспалась. (Интерес, желания, надежды дают энергию).

(Таня замечает, что губка изменилась, стала светлой. Внешнее изменение образа говорит о внутренней трансформации, произошедшей с образом и клиентом. Но наша работа на этом не закончилась).

Таня начинает понимать, что сегодня поступает также как мама и бабушка, хочет навязать в общении с другими (с подругами и особенно с мужем) свое видение, как и что должно происходить, например, как мужу ухаживать за сыном или собираться с ним на прогулку. Таня стремится руководить и контролировать. Так в нашей работе появляется еще одна важная тема – контроль.

Начинаем работать с контролем – Таня представляет его в образе. Это что-то большое и неприятное, бесформенное, как столб. Темно — черное, с неприятным лицом, постоянно кривится, постоянно чем-то недоволен. Как болото мутное, не хочется быть рядом с ним.

И снова вроде бы спонтанно возникший у клиентки образ на самом деле не случаен. Образ столба в ЭОТ (эмоционально-образной терапии) означает родительские предписания, которые несет в себе человек. Далее от имени столба Таня будет озвучивать опыт и ценности значимых в ее жизни людей — мамы и бабушки).

— Почему хочешь контролировать?
— Потому, что я знаю, как им лучше. Знаю, что им делать, как вести себя. Хочется сказать, я прожил, я знаю.
— Как ты чувствуешь себя, когда контролируешь других?
— Это требует усилий, это работа, это нелегко, они не слушают (начинает раскрываться глубинный смысл выражения “С детьми трудно” – когда их контролируешь, они не слушаются, сопротивляются )
Таня вспоминает, что когда мама ее контролировала, ей хотелось сопротивляться. “Мама вроде бы говорит хорошо, а я говорю ей, нет, потому что она подавляет”.

Таня осознает , что отсутствие сил, напряжение, которое возникает, было связано не столько с тем, что она не высыпалась , сколько с желанием проконтролировать все вокруг. Это канал, по которому уходили ее силы и энергия.
— Когда ты так строишь отношения с людьми, что ты чувствуешь?
— Напряжение, я должна быть внимательной.
— А что еще?
— Напряжение и … головная боль.

(В результате работы образ контроля трансформировался в маленькую радостную девочку и был соматизирован. )

Консультация помогла раскрыть смысл выражения “С детьми тяжело” и увидеть, какой опыт (мамы и бабушки Тани) стоит за этим.
1. С новорожденным ребенком у мамы начинается период, когда она может не высыпаться. Это обстоятельство, накладываясь на родительское предписание “Не выспишься – ничего не будет получаться, и будет болеть голова”, приводит к тому, что мама, воспитывая маленького ребенка, обречена на усталость и головные боли.
2. Воспитывая детей, бабушка и мама очень их контролировали. Это забирало их силы, они чувствовали себя уставшими, и создавалось ощущение, что причиной их усталости являются дети.
3. Повзрослевшие дети начинают сопротивляться контролю, и это приводит к тому, что взрослому нужно приложить еще усилия, чтобы подавить сопротивление детей и заставить их сделать так, как хотят взрослые. При этом устаешь еще больше.

На консультации через неделю Таня рассказала, что чувствовала себя намного легче, и она не вспомнила ни одного раза, когда болела голова. Еще она заметила, что ее внутреннее состояние расслабленности повлияло на отношения с ребенком. Во-первых, она стала больше его понимать, а во-вторых, он стал более спокойным, чем раньше.
С Таней  работаем дальше.

comments powered by HyperComments