Кате 10 лет, учится в 4 классе. Мама привела Катю к психологу, потому что  у нее в классе есть  конфликт с мальчиками. А еще  у девочки, по словам мамы, низкая самооценка и она поддается влиянию, например, по просьбе своей подруги  конфликтует с мальчиками.

Взгляд психолога отличается от взгляда родителей тем, что родитель знает причины поведения ребенка (поддается влиянию подруги из-за низкой самооценки), а психолог их ищет.  В своей работе я люблю использовать проективные методики диагностики. Они помогают увидеть  внутренний мир ребенка, его ценности и понять  мотивы его поведения.

Я спрашиваю про любимого героя (или просто про того, кто нравится) и узнаю, что важно для ребенка, на чем он акцентирует, что выделяет, каким хочет быть.   Героя ищем в мультфильмах, фильмах, книгах (сейчас это редкость).  В мультфильме “Вверх” Кате нравится дом – он красивый, яркий, необычный. (После, в беседе мама подтверждает, что дочь любит в одежде использовать яркие цвета. Выбор героя тоже , надо сказать, необычный).

Я спрашиваю про любимых животных и снова ищу то, что выделяет ребенок.  Кате нравится баклан – он очень интересен, добрая душа.

Я спрашиваю про увлечения. Катя ходит на стрельбу из лука, она сама выбрала этот вид спорта. Необычный выбор для девочки, скорее это выбор мальчика. Стрельба из лука больше мужской вид спорта, чем женский. А еще для меня это про уникальность и желание выделиться, быть заметной (яркой).

А дальше я предлагаю Кате придумать и нарисовать несуществующее животное, а также придумать рассказ о нем. Рассказывая о животном, Катя  будет проектировать на него свои ценности, желания, состояния, реакции на события. Из этого рассказа я узнаю, что животное  Кати — уникально, оно живет в воздухе. Он старается помогать людям, приходит им на помощь. Он ценен тем, что может делать невозможное. Он радуется,  когда делает что-то хорошее и приходит на помощь людям, печалится, когда кто-то делает больно природе, людям, злится, когда люди вторгаются не на свои владения.

Катя говорит о животном, как о мальчике — он. Хвост у животного на рисунке – это тоже про мальчика.

В рассказе звучат и другие темы  —  “развиваться до высот”, “может скрывать свой облик”, “активен, не ленив”…

Итак,  можно предположить, что Катя — добрая душа.  Она хочет быть интересной, яркой, необычной, уникальной.  Когда выполняет  просьбу подруги —  это, скорее,  про старается помогать людям, приходит им на помощь,  чем про низкую самооценку. Ей нравится делать невозможное. Конфликтует с мальчиками (а может быть, так общается с ними) скорее всего потому, что в ней самой много мальчика.

Часто родители неверно интерпретируют поведение ребенка. Профессор психологии Роберт Чалдини отмечает, что люди стремятся быть последовательными и поступают согласно своим выборам (Р. Чалдини “Психология влияния”).  Ту же последовательность мы можем наблюдать и у детей. Они следуют выбранным (или точнее привитым) ценностям.  Изучение внутреннего мира ребенка с помощью  проективных  методик помогает увидеть эти ценности и лучше понять, что стоит за поступками детей. Я всегда нахожусь под впечатлением от этих открытий.

comments powered by HyperComments