В продолжение предыдущего поста, или, скорее, размышлений на тему раннего развития. Кажда мама мотивируется собственными аргументами, когда принимается за ту или иную “развивашку” со своим дрвгоценным чадом. Я не берусь никого судить, критиковать или восхвалять, потому как развитие ребенка — дело личное его собственных родителей. Во всем должна быть мера, на этом я и остановлю свой поток сознания по данной теме. К чему такое странное предисловие? А к тому, что я хочу поделиться с читателями нашего сайта одной своей находкой, связанной опять же с ранним развитием. Она крайне удивила меня и заставила задуматься насчет ее целесообразности — хожу и размышляю уже который день, и не могу не написать об этом.

В любимом мной и многими FB я подписана на одну страницу — сообщество американских родителей, где можно найти не только полезные материалы о детской психологии, развитии и занятных играх для деток. Там мамы могут публиковать на стене вопросы к другим пользователям сообщества, а те в комментарият отвечают, дают советы, делятся опытом. Из таких обсуждений я много полезного узнала о приучении малышей к горшку за границей, о каких-то психологических проявлениях (в том числе и о ночных террорах, которые мы переживали и сами не знали об этом) и кризисах, о борьбе с истериками и многом другом. И вот вчера читаю я в ленте вопрос одной американской мамы к сообществу: она говорит, что ее ребенку 8 месяцев, и она уже собирается обучать его языку жестов. Не рано ли? Не поздно? Как подойти к процессу? Какие успехи у других?

Тут-то я и “зависла”. Язык жестов? Для ребенка без особенностей, с обычным слухом? Зачем? В 8 месяцев? Тут же перешла к комментариям и была крайне удивлена: оказывается, там у них обучать малышей без проблем со слухом языку жестов — совершенно обычная, даже широко принятая практика.

Google мне в помощь, и вот передо мной открыта куча сайтов на английском, для родителей, с советами о том, как вводить язык жестов в общении с малышом в полугодовалом возрасте. Читаю и прозреваю. Потому что я никогда не слышала о таком, и потому что такая практика не только изучена и обоснована психологами, но еще и очень позитивно влияет на личностное развитие ребенка.

Плюсов, говорят, у этой фишки много. Во-первых, в полгода малыш начинает понимать и пытаться взаимодействовать с взрослыми вокруг него, он может звать, показывать, что ему что-то не нравится, или что чего-то хочется. В основном, делается это с помощью плача, крика и телодвижений. А раз попытки наладить контакт есть, можно помогать ребенку коммуницировать. Родители выбирают простые, основные слова вроде “еще”, “есть”, “спать”, “ванна”, “дай” и показывают их соответствующими жестами, проговаривая при этом. И так всегда, когда используют эти слова. И о, чудо, в итоге, ребенок может жестом показать, что хочет спать, что нужно поменять подгузник, что хочет на руки, что боится, что хочет есть. Выходит, что, еще не умея говорить, малыш способен объяснить, что ему нужно. Это как бы снижает уровень его фрустрации из-за того, что его не понимают. В итоге — меньше истерик, меньше стресса у ребенка и родителей, все довольны.

Во-вторых, простые жесты — это та же мелкая моторика. О ее пользе в том числе и в речевом развитии все уже сказали сторонники методик вроде Монтессори. Само собой, в 6 месяцев ребенок еще не будет искуссно изъясняться на языке жестов, но что-то похожее не мамины жесты, наверное, повторить сможет. А мама, которая и так умеет различать его типы плача и понимать, чего он хочет, соответственно, поймет и эти простые жесты своего крохи.

В-третьих, говорят, ученые экспериментально доказали, что дети, которых учили языку жестов в младенчестве, опережают сверстников в развитии на полгода-год. Раньше и лучше начинают говорить, проще адаптируются в детском саду, более общительны и спокойны, менее тревожны.

Ну и наконец, общение жестами с такого раннего возраста, по данным из прочитанных мной ресурсов, обеспечивает более тесную связь ребенка с родителями и другими членами семьи, с которым он вот так учится общаться, еще не разговаривая.

С этой темой я не сталкивалась сама, ни в Интернете, ни в рунете, ни в UA-нете, а когда решила покопать и почитать, нашла немало сайтов, в том числе и украинских, которые рассказывают о данной методике во вполне адекватном, позитивном ключе.

Какие жесты используются в таком обучении? Насколько я поняла, это основа языка жестов для глухонемых, не алфавит, конечно, а основные простейшие понятия. Собственно, малышам больше и не нужно. К слову, это еще один бонус к общему развитию — возможность в перспективе с большей легкостью изучить язык жестов. А ведь в некоторых обществах — это вообще норма — знать язык жестов и без затруднений общаться с людьми, которые говорят на нем.

Вот и я задумалась: знай я о такой вот возможности научить Ясю общаться с нами жестами раньше, использовала ли бы я этот шанс? Вероятно, это избавило нас от многих сильных истерик. Ведь она, еще совсем малышка, могла бы показать, что боится людного места и потому хочет на руки, а не мочит мне капризы (была такая история, и истерика была, жуть какая, а я не разобралась, не “прочитала” страха, разозлилась дико — вспоминать стыдно и жалко).

Пока вынашиваю эту мысль и думаю, как бы поступила, если бы была в курсе такой возможности раньше.

По материалам http://www.babycenter.com/, http://www.babysignlanguage.com/, http://www.parenting.com/

comments powered by HyperComments