Нормально ли молчать в 1,5 года? Сколько слов нужно говорить в 3? Что делать, если ребенок заикается? Можно ли исправить «л» на «р» самостоятельно? Почему я в 2 года уже читала стихи, а мой ребенок из внятных слов произносит только «мама»?

На эти и другие животрепещущие вопросы отвечает практикующий логопед Дарья Горбачева.

Как понять, что пора показывать ребенка логопеду?

Во-первых, логопед – это такой же доктор-специалист, как и все остальные, и к нему нужно обращаться не в крайнем случае, а регулярно. Золотое правило – чем раньше выявлена патология, тем эффективнее будет коррекция проблемы.

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду впервые в пять лет, устарело. К этому возрасту речь уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для ее развития является возраст 2–3 года. Именно в этот период надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с его «хаесий» вместо хороший, «пахой» вместо плохой и «гля» на все случаи жизни: грязь, глаз, гулять и т.д.

Даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием.

Что делать, если ребенку уже 2-2,5 года, а он почти не говорит?

Явно, не слушать советов добрых бабушек, соседок и подружек подождать, пока само собой наладится. «Он еще маленький, еще успеет заговорить». Нет! Нужно посоветоваться со специалистом. А вернее с несколькими специалистами: лором, неврологом, логопедом.

Лор может правильно оценить строение речевых органов ребенка, и (что самое важное!) проверить слух.

Именно слух является ведущим фактором для успешного овладения речью. Если есть нарушения слуха – нет речи.

Специалист невролог оценит психическое развитие ребенка. Очень часто проблема кроется именно здесь. Речь — это психическая функция (такая же, как внимание, память), показатель мышления.

Развитие речи на менее важно, чем физическое развитие, хороший сон, аппетит и здоровый иммунитет. Задержка речевого развития может быть следствием неблагоприятного течения беременности или родов, так как речевые зоны коры головного мозга наиболее часто страдают от кислородного голодания. Когда неврологические проблемы (если они имеются) решены, но речь ребенка сама собой не налаживается, пора обратиться к логопеду-дефектологу.

Задача логопеда – разобраться в причинах недоразвития речи и организовать коррекционную работу. Специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический и направленный характер.

логопед

Как развивать речь в домашних условиях?

Здесь все до боли просто – во-первых нужно много говорить с ребенком, читать, показывать фильмы и мультики, включать песни. Самыми приемлемыми, интересными и простыми играми станут те, где вы будете называть животных, цвета и формы, собирать пазлы, разукрашивать. Гуляя по улице, всегда рассказывайте, что вас окружает, описывайте происходящее доступным для ребенка языком. Если вы рассказываете о животных, очень важно имитировать звуки, которые они издают; если учите цвета, показывайте окружающие нас предметы соответствующего цвета, учите ребенка показывать на то, о чем вы говорите. Это имеет непосредственное отношение к речи.

Стоит ли мамам ориентироваться на книжные нормы речевого развития?

Все эти нормы очень устарели, да и каждый ребенок индивидуален. Как правило, мамы, узнав, сколько всего их двухлетка уже по идее «должен», охают и ахают. Потому не стоит гнаться за каким-то нужным количеством слов в год, полтора, два. Важнее качество речи ребенка в 3 года.

Нужно ли родителям адаптировать взрослые слова к детской речи (типа «бибика» и «ням-ням»)?

Всегда, и это я говорю всем родителям, надо говорить с детьми правильно, не искажая слова. Также следите за грамотностью своей речи, ведь дети все так быстро схватывают. Очень умиляют родители, которые «сюсюскают» с детьми, считая, что те еще маленькие и как с ними вообще по-другому можно разговаривать-то?! А потом этот 7-ми летний малыш называет себя Теточка вместо Светочка, потому что так привык. И тут вопросы уже совсем не к ребенку.

логопед!

Правда ли, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки?

Не обязательно, тут все индивидуально. Есть мнение, что мальчикам допустимо начать говорить в три года, но если мальчик говорит плохо, с ним все равно нужно заниматься. У мальчиков надо брать во внимание темперамент, ведь они априори более активны, нежели девочки, а это мешает концентрированию внимания. Но, хороший специалист всегда сможет привлечь внимание вашего ребенка, и в итоге результаты у мальчиков ничуть не хуже, чем у девочек.

Как сказывается на речи просмотр мультиков? А чтение книг?

И то, и другое влияет положительно, необходимо лишь правильно выбирать материал, согласно возрасту. Ребенок должен понимать, что он смотрит или слушает. Книжки обязательно должны быть с иллюстрациями (читать «Мастера и Маргариту» в яслях – не значит растить гениев :) ). Будьте очень внимательны к выбору фильма или книги, проследите за тем, что вашему малышу по вкусу. Никогда и ни в коем случае не включайте мультфильмы и не читайте книги, где есть место агрессии. Выбирайте красочные, добрые, с веселыми песенками материалы. Чаще включайте детскую музыку. Мамам с детьми до года я советую включать спокойную классическую музыку или аудио сказки. Не надо думать, что ребенок ничего не понимает, звуки, пожалуй, благоприятнее всего влияют на вашего малыша и его нервную систему.

В эру информационных технологий маме проще дать малышу в руки телефон или планшет, а не сказки почитать. Если это не систематически, в планшете нет ничего страшного. Но здесь очень важно не злоупотреблять! Ребенок уходит в свой мир и теряет интерес  к общению с окружающими. Дозируйте мультики и игры, больше общайтесь, рассказывайте истории , задавайте вопросы. В общем самое главное – мотивировать ребенка к общению.

Почему ребенок не может сразу говорить нормальными словами?

Зачастую, этим вопросом задаются папы. Тут все очень просто. Они не только говорить, они еще и сидеть, ползать, ходить не умели сразу нормально.

Речь – это высшая психическая функция человека и ее развитие требует времени. Звуки появляются у ребенка постепенно, в зависимости от сложности. А потому не торопите ребенка – всему свое время. «Абу» однажды превратится в «автобус», обязательно.

Ребенок начал заикаться, что делать?

Во-первых нужно понять причину, по которой ребенок начал запинаться в своих словах. Это может быть сильный стресс: ссоры родителей, крик воспитателей в детском саду, испуг от большой собаки и т.д.

Как только вы услышали первые запинки, необходимо перейти с ребенком на шепотную речь, поиграть в игру «Молчун». Свести к минимуму общение ребенка с окружающими. Также прекратить шумные игры, просмотр мультиков и фильмов вообще. Наладить режим дня ребенка – дневной сон для дошкольника играет очень важную роль (да-да, это не только ваша прихоть). При первой же возможности пойдите на прием к невропатологу и логопеду, где вам более подробно расскажут о дальнейших действиях

И в заключение хотим привести некоторые нормы, ориентируясь на которые, можно определить степень развития речи вашего ребенка. Но не стоит забывать об индивидуальности, и закрывать уши, когда бабушки заведут песню «а ты в 2 года уже стишки рассказывала» :)

логопед4

Этапы развития речи ребенка:

1-2 месяца. Развитие речи ребенка начинается с 1,5 месяцев. В начале появляется гуление: гласные звуки «аа», «оо», «ау».

2 месяца. Гуление усложняется с включением согласных звуков — «гу» или «бу», «хо». 

3 месяца. Начинает издавать звуки, подобные звуку «ф», «с», «в» или английской фонеме «th». 

4 месяца. Протяжное произнесение звуков: «аль-ле-е», «лы-алы». 

5 – 6 месяцев. Ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. Это период лепета, ребенок подражания произносит отдельные слоги : ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д. Развивается понимание речи окружающих. 

7-8 месяцев. Ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. Из гласных чаще других производится звук «а», из согласных в основном звуки «п, б, м, к, т» и некоторые другие. Малыши начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. 

9-10 месяцев. Ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: «мама», «баба». К концу года появляются целые слова типа «мама», «папа», «дядя». Ребенок четко произносит гласные: «а», «о», «у», согласные: «м», «б», «к», «г». К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п. 

1—2 года. Малыши  начинают четко  произносить такие гласные звуки, как «а, у, и, о. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам «г, д, с, з» («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки «л, рь, р».

В речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных:  «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий». Активный словарь к 2-м годам составляет 300 —  400 слов. 

3 года.  Речь ребенка начинает совершенствоваться: он начинает пользоваться 3-сложными словами («машина», «ворона», «корова»), повторяет за взрослыми сложные слова, свободно связывает слова в предложения («Мама, ты куда пося (пошла)?»). Правильно произносятся звуки «п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь». Физиологические недостатки — свистящие, шипящие, «р, рь, л». Возможны замены на более простые звуки или пропуск этих звуков. Легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. У детей оказывается сформированными основные грамматические категории. Словарный запас достигает 1000-1200 слов. 

comments powered by HyperComments