«Здесь никто не смотрит твой возраст, твой пол. Здесь ты — инженер. И если ты допустил ошибку, ты за нее и отвечай»

В том, что мамы всемогущие и супергерои, уже давно никто не сомневается. Одной рукой кормить ребенка, второй – готовить ужин мужу? Без проблем! Смастерить костюм павлина для утренника в детском саду из своего старого купальника? Вполне реально! А что на счет того, чтобы чертить планы самолетов и растить двоих детей? И такое бывает!

О том, как живется женщинам-авиаконструкторам, и о чем мечтают их дети, рассказала инженер завода им. Антонова и дважды мать Ирина Марчук.

авиа10

О работе мечты, которая не была мечтой

В детстве я мечтала быть учителем – хорошо знала математику и очень хотела делиться своими знаниями. Но когда пришло время поступать в институт, как и многие старшеклассники, оказалась в растерянности.

До последнего момента я не знала куда идти – все решил случай. Бродя по коридорам КПИ (я была уверенна только в том, что свяжу жизнь с технической специальностью, больше ни в чем 🙂 ), я выбирала ту дверь приемной комиссии, где будет самая маленькая очередь. И вот так душный летний день определил мою судьбу, отправив меня на факультет, куда в очереди не стояло ни одного человека – ФАКС (факультет авиаконструкций).

Так я и влюбилась в самолеты.

Сейчас я уверенно могу сказать, что это – профессия моей мечты, и я ни на секунду не жалела о своем выборе. Я не работала больше нигде (на АНТК им. О.К. Антонова пришла на практику студенткой, и приросла там корнями), но ни о чем больше и не мечтаю. Где-то на курсе втором в голове промелькнула мысль «вот бы стать архитектором!». Ну, собственно, стала. Только проектирую не дома, а самолеты :).

авиа!

 Чего вы не знали об этой профессии

Что делает авиаконструктор? На самом деле, работа у меня очень творческая. Уже 5 лет работаю в отделе, который занимается крыльями и оперением самолетов. В мои обязанности входит и 3D-моделирование деталей, и выпуск документации по исправлению ошибок, и множество чертежей, нарисованных карандашиком на кульмане (да, компьютерные технологии еще не на 100% внедрены в нашу область – самолеты пока рисуют вручную на бумажке 🙂 ). На чертежах я выполняю ремонт деталей и поверхностей (коррозия, трещины и т.п.), доработку деталей в связи с внедрением новых технологий, ну и самое интересное – рисовала чертеж концевой аэродинамической поверхности крыла для тогда еще будущего самолета АН-158. Правда же вам тоже это интересно? 🙂

Кроме того, я выполняла расчет для определения целесообразности внедрения новых материалов. По сравнению с этим, приучить ребенка к горшку – не такая большая проблема :).

Еще вас, наверное, удивит, но женщины-авиаконструкторы не такая уж редкость. У нас на предприятии не меньше 50% инженеров – представительницы прекрасного пола. На самом деле, здесь все равно кто ты – мужчина или женщина, главное – качественно выполнять работу. А она умственная, потому дамы, вам зеленый свет 🙂

авиа11

Правда, доля сексизма и недоверия к молодым специалистам все же присутствует. Авторитет у «мамонтов» производства – больших суровых дяденек, работающих здесь десятками лет, нужно заслужить. И на это иногда требуются годы. Но зато, если это произойдет, однажды твоего возвращения из декрета будут очень ждать :).

В работе авиаконструкора, лично для меня, есть один минус – документация. Заполнять бумажки и писать отчеты – совсем не мое. Такой работы не очень много, но все-таки она есть. Всегда хочется избавиться от нее как можно скорее.

А еще, сколько бы ты не выполняла ответственную работу проектирования, каждый раз начинать делать чертеж очень волнительно. Но стоит провести на бумаге 4-5 линий, как все снова идет как по маслу. В общем, чтобы спроектировать часть самолета, главное – начать :).

авиа

Почему мама-авиаконструктор – это круто

Я – тот человек, который ставит подпись, и подтверждает ею безопасность конструкции самолета. Я одна из тех, кто несет ответственность за жизни будущих пассажиров. Представляете масштаб этой ответственности?

Такая работа очень закаляет и подготавливает ко всем сферам жизни, включая материнство. Когда ты можешь рассчитать какую выбрать краску для крыльев самолета, проблемы выбора подгузников и цвета ползунков теряют свою актуальность.

Но при всем этом, быть мамой – особенная и очень важная миссия для каждой женщины (даже если ее хобби – моделирование приборного отсека :)).

Один из плюсов работы на заводе – здесь каждой маме непременно обеспечат полноценный оплачиваемый декрет. Лично я использую этот шанс уже во второй раз :).

авиа15

Нашему ребенку повезло – оба ее родителя работают на авиазаводе. Дочь уже давно мечтает попасть в цех, да и мне очень хотелось бы показать ей самолет внутри и снаружи. Но, увы, приводить детей с собой на работу строго запрещено. Именно поэтому мы частые гости в музее авиации – огромные стальные птицы манят нашу девочку.

Сейчас дочь мечтает стать художником, до этого говорила, что будет ветеринаром. Я в любом случае буду ее поддерживать. В будущем научу слушать себя и только себя. Ведь кому нужен очередной «специалист», которого родители заставили учиться на одну специальность, а душа просит совсем другого?!

Самое важное правило для родителей – всегда и во всем поддерживать своих детей. Вот мой папа, например, в свое время, сам подсказал мне на какой факультет самая маленькая очередь :).

comments powered by HyperComments