Тяжелый рюкзак, который под силу поднять далеко не каждому ученику младшей школы, 8 уроков в 5 классе и 75-летняя учительница информатики, заставшая ЭВМ и застрявшая в той эпохе, стали реальностью нашего среднего образования. Но мы не станем искать в этом «зраду». Просто попробуем разобраться как мы, простые (и не очень) родители, можем изменить ситуацию к лучшему.

Полностью обновленную систему школьного образования в Украине нам обещают к 2018 году. Для этого запущена разработка «концепции новой украинской школы», которая будет включать в себя новые стандарты, программы, учебники и даже новые подходы к подготовке учителей. До 2018 года все это будет работать в тестовом режиме и пройдет апробацию, но уже спустя 2 года мы сможем смело сказать, что в наших школах действительно все лучшее – детям. Надеемся, что сможем.

 Что происходит сейчас

Пожалуй, начнем с работников образования – педагогов. Их ждет время перемен, и здесь нужно быть готовым рушить старое и строить на его месте что-нибудь такое инновационное, чтобы собирать Lego на информатике, ставить настоящие опыты на химии и играть на уроках немецкого в Allias.

С чего-то нужно начинать, и этим «чем-то» для учителей становится центр инновационного образования Про. Світ. Они предлагают программу Про.Навички для учителей-инноваторов, учителей-реформаторов. Осенью 2016 года в 6 городах Украины: Львове, Одессе, Виннице, Кировограде, Житомире и Славянске начнется модульное обучение специалистов, готовых к переменам. Регистрация длится до 9 сентября.

Также для всех, у кого есть идеи проектов для школ, создана краудфандинговая платформа GoFundEd. Там можно педложить любую свою идею от пятиразового питания в столовой до 3D-кабинета физики, собрать на нее необходимую сумму денег и воплотить в жизнь. С помощью платформы уже десятки школ создали то, о чем мечтали. У активных учителей наконец появился шанс проявить себя.

школа6

За работу над учителями взялись с полной силой, а потому уже 1 июня заседала рабочая группа по разработке «Этичного кодекса работника образования», где обсуждались моральные принципы, нормы поведения и этики учителей. Результаты будут высветлены в ближайшее время, и их можно будет оспаривать на сайте Института модернизации содержания образования (Інституту модернізації змісту освіти). Очень хочется верить, что наконец-то тех учителей-самодуров, которые не вписываются в нормы хоть какой-нибудь этики и морали ждет заслуженная пенсия.

Что касается учебных программ, их давно принято поливать грязью, обзывать сложными, недоступными, неудобными, глупыми. На фразе «да зачем мне это нужно?!» выросло не одно поколение школьников (мы с вами тоже, правда ведь? 🙂 ). Но теперь на сайте EdEra есть открытое обсуждение школьных программ для учеников младших классов. То есть заходишь, выбираешь дисциплину, изучаешь программу и пишешь свой отзыв: что не удобно, где повторы, в каком месте упростить и т.д. Для этого не нужно быть учителем, право голоса есть у каждого. В конце июля все комментарии будут рассмотрены экспертной группой, обработаны, и в программу будут внесены правки. Этот проект направлен на упрощение и большую эффективность образования. То есть предметы станут доступными и интересными, а выполнение домашних заданий перестанет походить на бал сатаны с вырыванием страниц и криками «да кто это такую дурость придумал?!».

школа7

На этом же сайте есть библиотека интерактивных учебников (то есть, при желании, 100-тонный портфель может превратится в 1 планшет со всеми нужными для учебы книгами и пособиями), и бесплатные онлайн-курсы по разным предметам (это и подготовка к ВНО, и материалы для тех, кто что-то пропустил, и просто общеобразовательная информация для всех и каждого).

На EdEra вскоре разместят и другие видеоуроки и мастер-классы, так что в ближайшем будущем там можно будет посмотреть тематическое видео по любому предмету, и ситуация «не могу это решить, я болел на многочленах» рискует никогда больше не повториться 🙂

Но если здесь с электронной версией все хорошо, то петиция о переходе на электронные классные журналы, размещенная на сайте Президента Украины, пока поддерживается не очень активно. И, казалось бы, все эти толстенные, заполненные вручную книги должны были изжить сами себя, но подписей в поддержку пока собрано недостаточно. Хотя до исполнения учительской мечты есть еще чуть более 80 дней и все может измениться.

Также министр образования пообещала до 1 сентября 2016 года изменить систему оценивания учеников младших классов, чтобы снизить для них риск психологических травм. Что это будет: звездочки, горошки, сердечки или упрощенная система баллов, пока не известно, но перемены должны быть к лучшему.

школа4

Для учеников старших классов также есть новости. Например, о том, что сейчас разрабатывается специальное тестирование на выявление профессиональных способностей Skills Academy. Его будут проводить всем школьникам, что, в свою очередь, поможет в будущем гениальному инженеру не потратить 5 лет на философский факультет, а прирожденному филологу не мучить себя курсами IT.

Занялись и проверкой качества учебников. Сейчас, например, все пособия для учеников 8-х классов поддаются внимательному изучению на предмет гендерного неравенства. После этого изменения будут вноситься также в учебники для девятиклассников. Занимается этим группа проекта проведения гендерной экспертизы учебников и нормативных документов при поддержке фонда им. Гайнриха Бьолля в Украине (прошу прощения за тонну тавтологии 🙂 ).

А еще Министр образования настаивает на том, что на базе каждой школы должны быть условия для инклюзивного образования, то есть для детей с особенными потребностями. Сейчас проект на стадии утверждения, но для достижения цели в педагогических ВУЗах уже введены специальные курсы, а раздел об образовании для детей с особенными потребностями включен в учебные программы повышения квалификации на курсах педагогов.

 школа3

То, что уже свершилось

В Украине проводится проект USAID «Муниципальная энергетическая реформа» (самое время нам всем узнать об этом и присоединиться). Так вот в нем приняли участие 78 школ со всей страны. За период с 29 февраля по 28 апреля они уменьшили употребление электроэнергии в среднем на 17,8%. Победителей объявили 7 июня, ими стали школы Камянца-Подольского (энергоэффективность улучшилась на 33,5%) и Хмельницкого (на 20,5%). Хорошо, что детей приучают к сознательности, нужно нам всем наконец-то браться за голову.

А еще может кому-то это покажется незначительным, но в сельской местности теперь появятся школьные автобусы. На их финансирование в бюджете выделено 600 млн. грн. И если раньше такой транспорт приобретался 50:50 (50% оплачивает государство, 50% местная власть или школа), то теперь пропорция сместилась до 70:30. То есть все больше детей смогут добираться в центральные школы района из отдаленных уголков и глухих сел.

Кажется, маленькими шагами мы идем в сторону новой школы. Уж очень хочется, чтобы у наших детей были только самые лучшие воспоминания об их школьных годах.

comments powered by HyperComments