Детская шизофрения или скрытая гениальность? Человек дождя или инопланетянин? Индиго или прототип человека будущего? Больной или особенный? Что такое аутизм? Как его обнаружить? И что делать, если диагноз уже поставлен?

Последнее время об аутизме говорят все и много. И сейчас он находится где-то на грани между романтикой и страхами. И если раньше мама, у которой ребенок в 2,5 года молчит и не ходит на горшок даже не думала поднимать панику, то теперь она точно начнет искать проявления того-самого-страшного-диагноза.

Форумы для родителей пестрят хэштегами #аутизм, #РДА, #синдромАспергера – все это разные названия того, что собирательно мы привыкли называть аутизмом. Этот диагноз в наших краях ставится неохотно, к нему относятся очень осторожно и считают его психическим заболеванием. Для примера в США, где со словом «аутизм» знакомы уже не одно десятилетие – это отклонение относится к неврологическим, то есть таким, которые можно лечить.

Большинство психологов вообще не считают аутизм болезнью. Это скорее состояние отстранения и ухода в себя, из которого ребенка можно вывести своей безграничной любовью, принятием и… усердной работой.

аутизм5

Откуда он берется

Объяснить истоки аутизма до сих пор не удалось ни психиатрам, ни неврологам, ни психологам. Его причина – спутанная цепь разнообразных факторов: от внешнего влияния на плод во время беременности и в период младенчества до сфер генетики, иммунологии, неврологии, биохимии, эндокринологии и даже гастроэнтерологии. В общем, если проанализировать все составляющие, можно понять, что каждый случай аутизма индивидуален, и распознать причины, как правило, просто невозможно.

Сигнальные звоночки

Родителям самостоятельно понять, что их ребенок действительно особенный бывает не так просто. Если у него обнаруживаются привычки не характерные для других детей, лучше не спешить с выводами, а обратиться к неврологу.

К основным признакам аутизма стоит отнести следующие:

  • ребенок избегает взгляда в глаза и не смотрит прямо на родителей, когда к нему обращаются;
  • ребенок говорит о себе в третьем (он) или даже втором (ты) лице;
  • ребенок все время повторяет одни и те же слова и фразы;
  • ребенок не говорит совсем или предпочитает речи мычание;
  • первые слова ребенка не банальные «мама», «папа», «дай» и «на», а что-нибудь странное, что однажды произвело на него сильное впечатление, например «куранты» или «газонокосилка»;
  • ребенок начинал говорить, но потом его речь пропала;
  • ребенок не играет с игрушками и другими детьми, любит одиночество;
  • ребенок панически боится чужих людей, плохо идет на контакт;
  • ребенок не слушает маму, не отвечает на ее вопросы, не реагирует на просьбы и вообще кажется отстраненным;
  • у ребенка случаются приступы агрессии или истерики;

аутизм1

  • ребенок бьет себя по лицу, раскачивается, шатается, крутится на одном месте или крутит какие-то предметы в руках;
  • ребенок ходит на носочках, грызет пальцы и руки;
  • ребенок пугается различных звуков, постоянно вздрагивает;
  • ребенок не любит ходить за руку, отталкивает родителей, если те берутся его утешить;
  • ребенок боится света и все время его выключает, в местах, где все светится и мелькает может впадать в истерику;
  • у ребенка напрочь отсутствует чувство опасности – он может выбежать на дорогу или даже лечь посреди проезжей части;
  • ребенок избегает тактильных контактов, объятий, они даже могут вызывать у него боль;
  • ребенок предпочитает однообразные игры;
  • ребенок привязывается к каким-то определенным предметам: игрушкам, животным, даже посуде, или местам;
  • у ребенка проявляется эхолалия – он повторяет за другими людьми все их фразы.

Присутствие даже нескольких из этих признаков еще не означает стопроцентный аутизм. Но сходить к врачу все-таки стоит.

Тест на аутизм

Если после прочтения признаков вам захотелось быстро проверить своего ребенка, существует такой диагностический тест для детей от 2-х лет. В нем всего 3 вопроса, ответы на которые могут быть положительными или отрицательными. Если у вас три «да» — любые задержки и отклонения в развитии могут быть никак не связаны с аутизмом. Но если на все вопросы вы ответили отрицательно, стоит все же показаться специалисту.

  1. Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
  2. Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
  3. Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? Например, наливает чай в игрушечную чашечку, кушает из воображаемой мисочки, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на «стройку».

аутизм2

Особенности маленьких аутистов

Эти дети живут в своем особенном мире, мире образов и звуков. Они очень впечатлительны, но не могут поделиться переполняющими их эмоциями с родителями. Для аутистов не сразу существуют отличия между живыми и неживыми предметами – папин отбойный молоток может быть для них таким же ценным, как и сам папа. Еще аутист может спокойно пройти мимо других детей и пестрых игрушек, но вот необычные звуки: любимая музыка или тиканье часов их завораживают. Для большинства особенных детей характерны повторяющиеся движения, которые нам с вами могут казаться даже навязчивыми. Они могут часами крутить мячик, юлу, пустую бутылку или крышку кастрюли, бесконечно долго смотреть на текущую из крана воду, наматывать на палец ниточку, трясти ею перед глазами или выстраивать все предметы/игрушки в комнате в ровные ряды. Также дети-индиго способны крутится сами вокруг своей оси или наматывать круги по комнате (чаще всего на цыпочках).

Маленькие аутисты выглядят очень самостоятельными – не любят ходить за руку или постоянно держаться за маму, но при виде того, что их устрашает они обязательно спрячутся за родителя. А пугает их не то, что других детей. По большей мере страхи их не самые оправданные: например, пылесос, горшок, общественные места, мигающие огоньки.

Еще у родителей аутистов могут возникать проблемы с кормлением ребенка. Часто особенные дети предпочитают однообразную пищу и готовы есть одно и то же изо дня в день, реагируя на новые продукты в рационе истерически и даже с агрессией. Сложно с ними и посещать врачей, ездить в общественном транспорте, делать стрижку.

Аутичные дети практически никогда не имитируют поведение взрослых, ничего ни за кем не повторяют, не отвлекаются от занятия, бывают агрессивны, если их прервать.

Речь у аутистов появляется позже, чем у нейротипиков (обычных детей), и чаще это просто отдельные слова. Если особенный ребенок начал говорить предложениями, то и они, скорее всего, будут простыми и назывными. Аутисты не умеют выражать свои чувства и объяснять желания, а потому смысл фраз зачастую понятен только им самим. Аутисты не общаются в диалоге, и часто не могут понять чего от них хотят. Но каждое их слово связано с огромным впечатлением или потрясением, оставшемся у них внутри.

аутизм

Что делать, если диагноз поставлен

С того момента, как ребенку ставят диагноз «ранний детский аутизм», для родителей начинается огромная работа, которая при должном ее выполнении обязательно даст свои плоды. С такими детьми работают специалисты, для них разработаны особенные программы. Не стоит ожидать от аутичного ребенка гениальности, но и шансы, что в будущем он станет абсолютно таким же, как все присутствуют.

Начинается все с посещения психиатра, приема специальных препаратов (которые не избавляют от аутизма, а лишь купируют некоторые его проявления и стимулируют мозговую активность), визитов к логопеду, дефектологу и психологу.

Существуют такие виды терапии как сенсорная интеграция, АВА (или в переводе Прикладной Анализ Поведения, он же бихевиоральная терапия), эрготерапия, арт-терапия, игровая терапия, разнообразные виды психотерапии. Все они направлены на преодоление аутичным ребенком всех его внутренних ограничений.

Отношение родителей к маленькому аутисту должно быть адекватным. Просто любить его таким, какой он есть – прекрасно, но лучше все же бороться за счастливое будущее своего ребенка. Приготовьтесь к тому, что у вас всегда должен быть конкретный план действий на ближайшее время – волшебной пилюли от аутизма не существует. Вам придется ходить на занятия, посещать врачей, вести дневник всех ваших действий, учиться жить по-новому.

Очень важно не пренебрегать помощью близких людей и общаться с мамами других особенных деток. Часто в их словах можно найти то, чего вам не хватало до очередного рывка в сторону победы.

comments powered by HyperComments