Раз в три года Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) проводит тест, в котором принимают участие 15-летние школьники со всего мира. Их проверяют не только на уровень знаний, но и на умение эти знания применять в деле.

С 2000 года (тогда этот тест провели впервые) пальму первенства удерживают финские подростки. Далее располагается Азия: Южная Корея, Гонконг, Япония, Сингапур. Во второй пятерке Великобритания, Голландия, Новая Зеландия, Швейцария и Канада (теперь мы знаем, куда отправлять детей за лучшей жизнью :) ).

В топ школьной грамотности, как вы уже догадались, Украина не попала. Равно как и другие страны постсоветского пространства. В чем же проблема нашего образования? Почему какой-нибудь модный математический лицей с алгеброй со второго класса не делает из детей гениев? И как хоть на шаг приблизится к заветной мечте – школе нового поколения в нашей стране?!

Почему-то до качества образования, как в Финляндии, например, нам дальше даже, чем пешком до этой страны. Да и понять эту систему украинцу будет непросто. Основные особенности финских школ в том, что дети там не делают домашних работ. Совсем. Все самое важное сосредоточено в классе. А еще у них много перемен – за день в общей сложности 75 минут (В США, например, 29 минут, а в Украине – 40-45). Еще первые 6 лет в школе финские дети не получают оценок и не сдают экзаменов. Все учатся вместе, никого не делят на «сильную» и «слабую» группы.

В школу все в обязательном порядке идут в тот год, когда ребенку исполняется 7 лет. И тут никакие «ему всего 5, но он у нас в садике самый умный» не пройдут – ребенку нужны физические способности и усидчивость, чтобы воспринимать информацию. Еще один нюанс – в классе может быть не больше 16 учеников.

Также в Финляндии особое отношение к учителям – там эта профессия считается престижной (хотя з/п около 25 000 евро в год – не самая высокая). Учитель может проводить уроки не более 4-х часов в день. А еще 2 часа каждую неделю ему выделяют для профессионального роста и работы над собой. Чтобы стать учителем, нужно пройти жесткий отбор и хорошо зарекомендовать себя еще в университете – должность получают только лучшие из лучших. Наверное, в этом и секрет.

школа5

Что касается Южной Кореи, чье образование также считается одним из лучших. В этой стране в младшую школу идут в 6 лет, и 6 лет там учатся. Все эти годы с детьми занимается только один педагог, который преподает этику, корейский язык, математику, основы естественных и общественных наук, музыку и рисование. В 12 лет дети идут в неполную среднюю школу, где все заметно усложняется. Теперь они будут проводить в учебном заведении по 14 часов в день 5 дней в неделю. Здесь уже начинаются уроки не просто по физике и географии, детям в корейских школах прививают навыки решения разнообразных проблем, традиции и культуру страны, а также укрепляют основные жизненные принципы, описывая реальные жизненные ситуации . Вместо привычных нам контрольных и экзаменов, южнокорейских школьников регулярно оценивают по нескольким параметрам: общей успеваемости по предметам, внеклассной активности, посещаемости уроков, особым достижениям и нравственному развитию.

В 15 лет подростки впервые оказываются перед выбором, и самостоятельно решают в какое учебное заведение пойти и каким дисциплинам уделить максимум внимания.

Учитель в Южной Корее – это зарплата от 40 до 60 тыс. евро в год, всевозможные бонусы, стабильность и хорошие условия.

Дальше на очереди бронзовый призер по грамотности школьников – Гонконг. Общая система образования здесь похожа на южнокорейскую – в младшую школу также идут в 6 лет, в 12 переходят в среднюю, а с 15 до 17 оканчивают старшую. Экзамен один, по окончании всего обучения. Большинство предметов предполагают не только теоретическое изложение материала, но и практику вне школьных стен. Обучение ведется на китайском и английском языках. А еще здесь минимизируют бумажные источники информации, заменяя их гаджетами. Азия, как-никак!

Основное требование к комфорту работы учителя – не более 10-12 часов работы перед аудиторией в неделю. Ну и высокая зарплата, ведь преподавателем здесь может стать только тот, кто входил в 5% лучших студентов курса.

школа11

В Японии же типичный школьник – это умный, но измученный неимоверным количеством учебы ребенок. Здесь на государственном уровне контролируется объем домашних заданий (и он огромный), а еще до 2012 года учебная неделя длилась 6 дней. Плюс ко всему у японцев самые короткие каникулы, а перфекционизм родителей заставляет их нагружать детей еще и работой с репетиторами. В стране восходящего солнца эта практика необычайно популярна, особенно при подготовке к экзаменам.

Японские уроки мало похожи на лекции – здесь все происходит в диалоге учителя с учениками, общей работой над проектами, однако существует правило «целостного обучения» – то есть все дети в классе в один момент должны думать над одной и той же задачей.

Стать учителем в Японии очень сложно – только 14% желающих получить диплом педагога действительно его получают, и не более 40% из них потом могут найти работу по специальности. З/п составляет около 35 000 евро в год.

Великобритания со всем своим налетом элитарности образования и громкими названиями учебных заведений, известными на весь мир вербует малышей в школу еще в возрасте 5 лет. Правда до 12 лет они не будут получать домашних заданий. Проверить знания и навыки учитель может с помощью эссе или какого-нибудь творческого проекта. В средней школе таких поблажек уже не предвидится – британцам постарше, как и нашим детям, тоже дают задания на дом.

Основные киты британского образования – это обязательная школьная форма, активное участие в благотворительности и социальные работы. То есть здесь в первую очередь растят людей, готовых прийти на помощь. Но, как показывает рейтинг, с грамотностью тоже все в порядке.

В закрытых пансионах, которыми так бредят многие мамы постсоветского пространства, мальчики и девочки учатся раздельно, занятия проводятся индивидуально или в небольших группах, разделенных по способностям, а программа может не соответствовать государственной, поскольку такие пансионы являются частными. Как правило, там много спецкурсов, из которых ребенок сам может выбрать тот, который интересен ему. Но и цена за такую учебу удивит даже самую искушенную публику.

школа7

В 5 лет (а то и в 4, хотя по закону можно даже в 3) в школу идут и юные жители Нидерландов. В начальной школе подростки учат сразу три языка – голландский, фризский и английский, математику, общественные науки, занимаются рисованием и физкультурой. В 12 лет, по окончании младшей школы, они сдают экзамен, определяющий их способности к тем или иным наукам и дающий возможность идти учиться дальше. Также учителя и директор постоянно описывают работу каждого из учеников и все его навыки в отдельном документе, который очень большую роль сыграет при поступлении на дальнейшую учебу.

Необычным (а порой даже жутким) для нас покажется и тот факт, что в Голландии родители максимально вовлечены в школьную жизнь – они занимаются всем, от случайных работ типа уборки территории или организации мероприятия, до состояния в родительском комитете, помощи в библиотеке, написания статей для школьной газеты и даже преподавания. Таким образом они всегда держат руку на пульсе своих детей и могут им вовремя помочь.

И еще, для справки, в Нидерландах недостаток хороших педагогов, зарплату предлагают от 60 000 дол./год.

Если подытожить, украинскому образованию не хватает практики и интерактивности: взрывов на химии, препарирования лягушки на биологии и прогулок по парку во время изучения дерново-підзолистих ґрунтів. С детьми нужно общаться, давать им творческие задания и не ограничиваться сухим штудированием учебника и решением задач от сих до сих.

Учителям не хватает мотивации и стимула. Возможно, получай они 50 000 евро в год, писались бы и новые программы, приводились бы новые примеры, дети возились бы в театры с музеями, повышение квалификации проходились бы с особым усердием, и зла на весь мир держалось бы за пазухой меньше.

Сделать учебники электронными – это не реформа. Реформа в изменении сознания и принятии абсолютно новой структуры, которая просто обязана обновляться, ведь мир не стоит на месте. Он становится другим изо дня в день, почему же школы остались такими же, в которых учились мы?!

comments powered by HyperComments