Поведение ребенка порой объяснить очень трудно. Просто на пустом месте малыш может взорваться, закричать, разрыдаться, треснуть маму по лицу, и ты будешь думать, что же сделала не так. Первая реакция — злость и раздражение. Как может этот маленький человек не слушаться, требовать, бить, если ты танцуешь вокруг него с бубном, выполняешь все требования, стараешься предугадать любое желание? Когда ты позитивна и терпелива, не даешь “атата” по попе и обнимаешь по первому требованию?

Мне лично подобные ситуации всегда даются с трудом. Я очень стараюсь помнить, что это не из вредности, что это — непростой этап взросления, что это — как пубертат вместе с ПМС, бесконечно, только в 3. И что дочке самой справиться с ее собственными эмоциями не всегда под силу. Я стараюсь обнять и не отругать, просто тихонько посидеть, чтобы успокоилась (даже если это на меня только что наорали не своим голосом и замахнулись, чтобы ударить). Получается не всегда. А после — у самой состояние какой-то опустошенности, фрустрация, все мысли — о ней, работа не идет, и все валится из рук. Как справиться с этим, как понять, что такое происходит с этим ребенком, когда в ответ на позитив и ласку, на улыбку ты получаешь истерику?

Вот что об этом думает Трейсли Слейтер, детский психолог, консультант для Boston Moms Blog.

… Представьте, как это — жить, не справляясь с эмоциями, не контролируя себя. Мы столько говорим о том, как же сложно быть мамой, и не без причины, это реально непросто. …Но быть малышом еще сложнее. …

Как психолог, я часто задумываюсь о том, как живется маленькому человеку. Когда нужно найти объяснение сложному поведению, я в первую очередь стараюсь понять его. И каждый раз, когда ставлю себя на место малыша, прихожу к выводу: ни один взрослый не справился бы с тем, через что проходит маленький ребенок.

Во-первых, ему постоянно рассказывают, что делать, когда делать, и как, причем, бесконечно. Есть то, чего никогда еще не пробовал. Не быть грубым (да что это вообще такое — “грубый”?). Идти куда-то, куда он не хочет идти, причем, быстро. Быстро то, быстро се, чтобы уложиться в какие-то временные рамки, о которых малыш не имеет ни малейшего представления.

А когда ничего не получается? Ручки не слушаются, ножки спотыкаются, вода проливается из чашки, которую так хотел донести сам. (А мама снова психует — вот неряха, разлил все!)

Или вот — даже выразить словами то, что хочешь сказать, не получается!

Пример: Папа, скажи, как человек забрался туда? — Он залез. — Нет, скажи, как он забрался туда? — Говорю же, залез! Что неясно?

И снова фрустрация, до слез, истерика, обида. Папа в недоумении — что не так, сам злится, объяснил ведь. А оказывается, малыш просто хотел, чтобы папа сам задал вопрос “Как человек забрался туда?”, и чтобы ребенок мог объяснить, он ведь знает ответ! Одно неправильно подобранное малышом слово меняет смысл предложения. Мы его не понимаем, и еще и сами сердимся. А он ужасно расстраивается, что мы, самые близкие, не можем разгадать, что он говорит нам, думаем, что он просто достает нас глупыми вопросами. Представьте себе, как бы вы чувствовали себя, если бы не находили нужных слов, пытались выразить свои чувства, подбирали слова неправильно, и вас бы никто не понимал. И ВАС бы винили в этом, на ВАС бы еще и злились.

…В одной книге “Малыши отовсюду” автор пишет: “Везде, каждый день, малышей любят. За то, что они так стараются. За то, что так много делают каждый день, за то что они такие, какие есть”. … Несмотря ни на что они прилагают столько усилий, снова и снова. Просыпаются каждое утро с улыбкой и энтузиазмом, с радостью встречают новый день. Они прощают нам наши собственные ошибки и непонимание, наши вспышки гнева, нехватку терпения. Они любят нас, при любых обстоятельствах. …

(Перевод свободный)
Меня очень зацепил и тронул этот пост, я не могла не поделиться им. Встретился он мне где-то в FB как раз тогда, когда я очередной раз расстраивалась по поводу наших с Ясей “фехтовок”. В моей жизни нужная информация попадается мне как раз в те моменты, когда я на распутье. Так что как бы я ни старалась быть строгой, учить ее уважать старших и объяснять нормы и правила поведения, я стараюсь отличать просто непослушание от подобных малышовых фрустраций в стиле “кризиса 3 лет”. И стараюсь “понять и простить”.

comments powered by HyperComments