Грани слова «норма» размылись настолько, что понять когда же теперь нужно начинать учиться очень сложно. Одни мамы становятся приверженками самого раннего развития, и Доман с Зайцевым поселяются в их домах и сердцах. Другие же плюются желчью в первых, поскольку уверены, что важно быть счастливым, а не знать все буквы и цифры в 2,5 года.

С английским все обстоит еще острее. Кто-то в родзале кричит «хелоу, дарлинг!», а кто-то нарочно не включает ребенку Пеппу на английском, потому что «не хочу нагружать». На чьей стороне правда, и как учить иностранный язык, если уже вдруг решились, расскажут педагоги и психологи.

Когда

Вопрос первый – когда начинать. Мнения существуют самые разнообразные – от 1,5 лет до 8. Но все сходятся в одном – детям языки даются в разы легче, чем взрослым. Педагоги раннего (и не очень) развития советуют начинать учить английский лет с 4-х, если планируются групповые занятия, учение слов и грамматики.

Если уж очень хочется раньше, то лучше просто сразу растить билингва – ребенка, владеющего двумя языками в равной степени (в Украине автоматически получится трилингв: украинский, русский, английский – комбо!). Для такого расклада одному из родителей нужно полностью перейти на английский (но до 4 лет ролями меняться нельзя, иначе ребенок все спутает). Практиковать подобный способ обучения удобнее, если один из родителей – носитель языка. В противном случае могут возникать трудности от банальных ошибок в речи и произношении до сорваться и закричать по-русски (ну хоть разок за 4 года точно захочется).

англ5

Как

Вариант билингвизма рассматривать не будем, потому что здесь все просто. Говоришь с ребенком – он тебя воспринимает. Приятный бонус – иностранный язык для него, как родной.

А что касается занятий, их может быть множество. Начнем с самого простого – мультфильмов. Их любят все. Преподаватель английского языка и по совместительству мама Оксана Задорожная дает такой совет:

«Для начала лучше выбирать мультики не сюжетные, а ориентированные совсем на малышей (но на англоязычных малышей), в них обычно показывают и называют разные предметы, цвета, явления. Я своему ребенку показывала мультики Baby Einstein, их множество на самые разные тематики, и они нравятся, кажется, всем детям без исключения. Еще очень удачный с методической точки зрения мультфильм про свинку Пеппу, к тому же у Пеппы и ее окружения прекрасное британское произношение. Во время просмотра желательно немного комментировать происходящее, так же, как и с русскоязычными мультиками.»

Много англоязычных мультфильмов, понятных самым маленьким, можно найти на YouTube-канале Little Bay Bum. Там же есть самые популярные песенки (их еще называют nursery rhymes songs), слова которых можно разучить.

Также хорошо язык учится в процессе игры – весело, легко, незаметно. Для того, чтобы придумать игру нужна фантазия и, возможно, какой-нибудь учебник или пособие (для облегчения задачи). Здесь главное не заставлять. Придумывать такие игры, которые бы увлекали ребенка надолго: кубики (кстати, методика Зайцева тоже была переведена на английский), ролевые игры, лото с карточками…

англ2

Кстати, о карточках. Эта методика очень удобна и ее можно адаптировать для разного возраста. За основу возьмем карточки Глена Домана – то есть картинку с подписью. Так вы можете показывать ребенку нарисованную птичку и говорить “bird”, мяч – ‘’ball” и т.д. Более усложненный вариант – двусторонняя карточка без картинки – на одной стороне русское или украинское слово, на обратной – английское. На полу раскладываются, например, 10 карточек русским вариантом слова кверху. Задача ребенка – назвать перевод этого слова. Если слово названо правильно – карточка переворачивается, и так до того момента пока все карточки не будут названы правильно с русского на английский и наоборот.

Минутка математики. Если 2 раза в неделю разучивать по 10 слов, за месяц словарный запас ребенка обогатится еще на 80-100 новых слов.

Еще одна методика для тех, кто пока еще не очень дружен с речью – total physical response. Педагог Оксана Задорожная советует его для домашних занятий. Вся суть метода заключается в том, что детей прежде всего учат не разговаривать, а реагировать на обращенную к ним речь действием. Например, говорим ребенку «Jump!» и показываем, что имеем в виду, скоро он выучит это слово через действие. Такой метод нравится детям своей динамичностью и подходит для всех. Даже тех, кто еще не говорит.

Тем, кто планирует учить буквы, на помощь придут большие мягкие игрушки-алфавиты, из которых в будущем можно будет собирать слова. Ну и родителям стоит обращать внимание на все вывески и надписи – дети впитывают все, как губки.

Для изучения форм, цветов, счета, размеров можно использовать любые игрушки, которые есть дома, например, пирамидка – в один день можно поучить цвета, в другой – пересчитать колечки, потом обратить внимание на форму, размер. Замечательно работают наборы с мелкими пластмассовыми животными – на их примере можно учить названия зверей, части тела, кто как выглядит, где живет, что делает. Просто озвучивайте все на английском.

англ1

О двуязычных книгах, думаем вы и так все знаете. Мы о них уже писали много и интересно.

Еще один педагог английского языка Виктория Никитина советует родителям вживаться с детьми в образ. Например, пойти в кафе и изображать там англичан. Пусть ребенок поймет, что английский это не просто скучное «ху из он дьюти тудей», но и вполне применяемая штука, когда речь идет о пироженках. Так мотивации и азарта станет больше, а что еще надо?!

В общем, учить английский с детьми – это весело и полезно (можно и себя поднатаскать). Но важно помнить, что приступать к обучению иностранного языка нужно тогда, когда ребенок уже имеет четкое представление о родном. Потому что объяснять малышу, что рыба называется “fish”, если он в принципе не понимает, что такое рыба – бесполезно. А потому не спешите, делайте все последовательно, и настойчиво. Учеба – это непросто, но терпение и труд… А там дальше вы сами знаете.

Good luck!

comments powered by HyperComments