Задайте себе этот вопрос и постарайтесь ответить честно. А еще прочтите книгу Алис Миллер “Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я”.

Читая ее,  невольно вспоминаешь события своего детства и открываешь  для себя его по-новому.  При прочтении многое отзывается.  Так было, например, у меня. Отзывается, как у человека, который “родом из детства”. И как у психолога, который работает с родителями и детьми постоянно. То, что описывает  Алис Миллер  — близко многим;  то, что предлагает родителям — в самую точку — чтобы не отыгрываться на своих детях и тех, кто рядом,  родителям необходимо работать со своими детскими конфликтами,  осознанными и неосознанными, восстанавливать  свой разрушенный эмоциональный мир.  Правильность ее совета видишь каждый раз, когда работаешь с проблемой ребенка. Всем родителям, которые хотят помочь своему ребенку решить его проблему в обучении или поведении,  было бы идеально начать с себя. Именно в своем детстве вы найдете ответы на вопросы о том, как помочь ребенку.

Книга об эмоциональном  насилии. Со словом насилие обычно употребляются  слова сексуальное или физическое. Такие отношения с ребенком существуют, как правило, в неблагополучных семьях.  Эмоциональное насилие можно наблюдать  в семьях, где наоборот, очень заботятся о ребенке,  и особенно о будущем ребенка. Родители развивают, обучают, вкладываются, но самое страшное – ожидают.  Ожидают побед, достижений, первых мест, и это большой груз для детей. Вот, пример.

Однажды в моей группе занималась девочка, которая никогда не проигрывала. Вы не поверите – никогда. В любой игре, любом задании она была первой. Потому что это была ее цель  (точнее  ее мамы, бабушки ) — быть первой.  В своем классе она, конечно же, была старостой и отличницей.  Однако все очень хорошо было внешне, но не внутри. Диагностика показала, что у ребенка  высокий  и небезопасный для здоровья уровень тревожности.

Эти люди — гордость своих родителей, – пишет Алис Миллер.- С одной стороны, за что бы они ни брались, все у них хорошо или даже отлично получается, ими восхищаются, им завидуют, они легко добиваются успеха. Но с другой, они подвержены депрессиям, часто испытывают чувство душевной пустоты, а также ощущение полной бессмысленности своей жизни. В ситуациях, когда они не могут соответствовать идеальным представлениям о том, какими они должны быть, их мучают страхи, чувство вины и стыда.” Почему так происходит, автор объясняет в своей книге.

Или другой пример. Мальчик 5 лет  начал заикаться. Мама согласилась на индивидуальную работу, чтобы узнать причины. Работая с мамой,   успешным предпринимателем, мы увидели, что ее высокие требования обязывают ее много работать  и являются, с одной стороны, основой ее больших достижений в работе. С другой стороны, привели к болезням – у нее, молодой женщины 27 лет, стала сильно болеть спина. Болеть стала не только мама, но и ребенок. Когда дети не могут соответствовать высокому уровню требований родителей, они предпочитают болеть. Тогда родители становятся более снисходительными к ним и многое прощают.

Насколько живучими и давлеющими могут быть родительские ожидания видно в работе со взрослыми клиентами. 40-50-летние мужчины и женщины остаются в каком-то смысле, маленькими детьми, которые все  еще стараются “не упасть” в глазах родителей, быть успешными и достойными их любви, отдавая достижению родительского идеала большие внутренние силы, и часто ощущая пустоту.

Не воспитывайте победителей.  Воспитывайте свободных от родительских ожиданий  и комплексов людей, увлеченных своим делом творцов, которые проживут радостную и наполненную жизнь, а не будут бежать дистанцию, чтобы быть первым. Ведь достижения, которые общество считает победами, могут оказаться только красивой картинкой. А победитель, “готовясь “ к жизненным успехам,  обычно теряет верные ориентиры и уходит с главной дороги своей жизни на тропинки, ведущие в глухой и непроходимый депрессивный лес. Как это происходит рассказано в книге.

Книга очень небольшая по объему и находится в свободном доступе. Однако  у кого нет времени, Вы можете прочитать ее в сокращении. Я  редактировала текст, стараясь не менять глубинной сути написанного, и сделать более понятными ценные психотерапевтические наблюдения. Будет 4 части.

comments powered by HyperComments