Дети учатся рисовать еще раньше, чем говорить, ну или примерно в одно и то же время, так как эти процессы взаимосвязаны. Все дело в том, что ребенку, даже говорящему, проще объяснить свою мысль при помощи рисунка. Специалисты даже называют детское рисование изобразительной речью. В своих «каляках-маляках» малыши показывают то, что хотят, но не могут донести до непонятливых взрослых. Показывают свой мир таким, каким его видят.

И тут родители должны все не загубить. Они не должны, увидев пробивающегося человечка на «холсте» трехлетнего ребенка, записывать его в художественную школу. Мы же не бежим на курсы ораторского искусства, когда у ребенка получилось сказать слово «машинка».

Потому что художественная школа – это штампы, которых лучше избегать. Это «ежика нужно рисовать только так», «не делай деревья сильно высокими», «розовых котов не бывает» и т.д. Художественная школа для ребенка – кладбище его фантазии. Пока его гениальный взгляд на мир уникален и чист, не нужно забивать его «обязательными условиями». Пусть действительно творит.

рисование6

Детям (абсолютно всем) необходимо рисовать. И родители должны всячески поддерживать эту идею. Рисование — это очень важный психологический процесс, помогающий маленькому человеку осознать себя в окружающем мире, посмотрев на него со стороны, зафиксировать своё знание об этом мире, почувствовать, что он может сам его создавать и управлять им. Успокоиться и пойти дальше.

Кто-то рисует действительно реалистичные предметы в раннем возрасте, кто-то создает абсолютно хаотичные круги и овалы, у кого-то и в 4 года на бумаге еще каракули, но это не значит, что один из детей рисует лучше, а другой хуже. Нам, взрослым, вообще пора уйти от оценок. Нет никакого «лучше», «хуже» и «нормально», не нужно ни с кем сравнивать своего ребенка. Он рисует то, что хочет нарисовать, и это его уникальный и персональный взгляд на мир, в котором он себя как-то там ощущает.

Что делать родителям с детским рисованием?

Наблюдать и оберегать от вмешательства нянь, бабушек и воспитателей в детском саду. Помните, что у рисования нет нормы. Покажите ребенку, что вам ценно то, что он делает. Даже если ему всего 2, он уже все понимает. Не поучайте ребенка, не хватайте за руку, не говорите, что так делать нельзя или это не красиво. Все это очередные условности и навязанное мнение. Даже если вы художник и точно «знаете лучше».

Не нужна ему сейчас перспектива и тени, не должен цветочек выглядеть именно так и не иначе, не важно, что рельсы не горизонтальные, а вертикальные, а паровоз не может ехать по воздуху. Вы просто обламываете ему желание рисовать, а это никому не нужно.

Очень важно не быть формальным, не говорить наотмашь банальное «молодец» и не изображать эмоцию от его картинки, словно вы перенеслись на минутку в Лувр. Будьте просто честными с собой и с ребенком. Спросите, что изображено. Покажите, что именно вам понравилось. А потом прикрепите картинку на холодильник хотя бы на пару дней. Будьте заинтересованными – это развивает талант гораздо сильнее, чем художественная школа. Ребенок поймет, что его творчество интересно.

рисование

Также никогда не ругайте ребенка за то, что он вылазит за линии. Художница и мама двоих детей Алиса Гоц вообще категорически против раскрасок. Это убивает творчество и образное мышление, — говорит она. Купите ребенку обычный альбом, и чем большего формата, тем лучше. Дайте ему кисточки и краски и перестаньте ограничивать. Рано или поздно он научится раскрашивать Пеппу, не вылезая за пределы (если понадобится), но когда он творит – ему это не нужно. Ему вообще не нужна эта нарисованная Пеппа, он может создать ее сам. И даже если она синяя и больше похожа на треугольник, это не значит, что она плохая. И это однозначно лучше, чем «магазинная», щаблонная свинка.

Как правило, к совершеннолетию даже талантливые юноши и девушки перестают рисовать. Почему? Да просто, потому что в этом отпадает психологическая необходимость. Немецкий художник Пауль Клее первый сформулировал эту мысль, сказав, что только рисунки детей и психически больных людей можно считать по-настоящему гениальными.

И вот когда человеку исполнилось 16 или 18 лет, а его стремление к рисованию сохранилось, только тогда нужно начинать его учить рисовать. Погружать в техники, темы и мировой опыт – идти к учителям и осваивать тени, перспективу и «правильных» ежиков с деревьями.

Почему все дети должны рисовать?

Это важный психологический процесс, который помогает развиваться каждому ребенку. Если ребенок вдруг не рисует, попробуйте понять почему. Может вы ругали его за раскрашенную стену? Или отговаривали от рисования в связи с лишней стиркой или мытьем квартиры? Может вас пугает гуашь на всем теле, включая ресницы? И это не он не хочет рисовать, а вы?

Для ребёнка, как и для первобытного человека (правда, ведь есть аналогии?) важнейшие материалы для творчества или созидания — неоформленные: песок, вода, грязь, каша. Любое месиво, которое можно создать из чего угодно. Человек, как и всё человечество, проходит свой первобытный период. Познав неоформленное, он приходит к форме, от формы — к образу, от образа — к интерпретации. И так от мазков кашей по стульчику для кормления до картин всего несколько шагов, которые необходимо пройти.

рисование5

И если ребенку вдруг не интересны альбом и краски, попробуйте вернуться «в эволюции» назад – создайте непонятную кашу, которой будете рисовать что-попало и где-попало. Ребенка это должно увлечь, заинтересовать и однажды привести к более традиционной художественной форме.

Самое важное в процессе увлечения ребенка искусством, самой быть увлеченной, не брезговать, не кривиться от пятен краски на платье. а творить, пачкаясь по локоть в глине, клее или акварели. Творить вместе со своим ребенком, без раскрасок и учителей художественных школ. Без рамок, без границ, а так, как хочется.

comments powered by HyperComments