Все течет, все меняется. Даже не так – все летит, мелькает и успеть за этим миром становится все сложнее. Но есть то, что остается неизменным. Например: «Здравствуйте, класс. Записываем «третье октября, классная работа, тема: дроби» .

Старый и давно не актуальный подход в образовании продолжает процветать, и кажется, основная задача школы сделать так, чтобы от слов физика, химия и геометрия глаз начинал дергаться.

Мамы школьников негодуют, ноют в соцсетях, но все равно вынуждено отправляют детей «грызть ненавистный гранит науки». Именно грызть гранит – неприятно, но надо. Альтернативы нет.

Небольшое количество «альтернативных» школ, которые существуют в Украине, во-первых, не каждому будут по карману, а во-вторых, родители признаются, что часто уровень знаний после них откровенно хромает.

Но обществу будущего не нужно «хромое» образование. Через 10 лет самыми востребованными специалистами будут программисты, IT-специалисты, инженеры, профессионалы в области высоких технологий, промышленные дизайнеры и т.п. То есть те, у кого уровень знаний в технических дисциплинах максимально высок.

Возникает вопрос – как подготовить таких специалистов, если после школы от слова физика дергается глаз?!

стэм3

В мире появилось новое и, наконец-то, очень правильное образовательное течение, именуемое акронимом STEM. Расшифровывается эта аббревиатура как S – science, T – technology, E – engineering, M – mathematics. Или по-русски: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика.

То есть это курс, направленный на обучение не по конкретным предметам, а по темам, и все происходит в комплексе. Это прикладные уроки, на которых школьников учат применять знания на практике. Подход междисциплинарный и проектный.

Вот, например, ученикам предлагают сделать ракету, а дальше все, что для этого потребуется: проектирование, разработка, конструирование, расчет, процесс инженерного дизайна, угол пуска, давление, сила протяжения, сила трения, траектория и координатные оси. Но все это будет рассмотрено на практике, а потому гораздо лучше усвоится ребенком.

К тому же STEM прекрасно развивает критическое мышление, которое очень пригодится во взрослой жизни. Возьмем все тот же пример с ракетой. Допустим, дети уже сконструировали ее, после чего должны протестировать. Если что-то пошло не так в этот момент, им придется вернуться в начало, разобраться, снова все проверить, и так, пока не достигнут желаемого результата.

Кажется, это лучшее, что могло случиться с образованием.

Это интересно, увлекательно, затягивает, но… Конечно без “но” не обойтись.

В Украине школ, практикующих STEM-обучение пока что нет. Это слово новое, чужое, непривычное. Какая-нибудь 70-летняя Тамара Ивановна, заслуженный учитель года и всея Руси будет хмыкать, потому что как это – не писать пастой в тетради формулы и определения давления объема? Как это не сидеть за партой и не читать параграф за параграфом в книжке? Творить, создавать, передвигаться, не сдавать таблицу Менделеева на память? Она такого не потерпит.

стэм1

Но есть и ложка меда во всем этом дегте. В Киеве совсем недавно подписали меморандум по созданию коалиции STEM-образования. На данный момент к инициативе Центра развития корпоративной социальной ответственности по созданию коалиции в качестве партнеров уже присоединились компании Киевстар, Syngenta, United Minerals Group, а также ДП НАЭК Энергоатом, Samsung, Украинское ядерное общество, Microsoft Украина, Креативная Международная Детская Школа, Киевский университет культуры и искусств и другие — всего 16 участников. В ближайшее время планируется присоединение еще 90 участников.

То есть STEM-образованию у нас в стране быть. Теперь скрещиваем пальцы и ждем хотя бы дополнительных внеклассных уроков, курсов и кружков. Будем надеяться, что прогресс интегрируется в то, что мы сейчас по привычке именуем школами. И заведения действительно станут УЧЕБНЫМИ.

Плюс ко всему, у нас есть программа, которая готовит учителей будущего – Про.Навички. Скорее всего, будут создаваться и специальные группы подготовки STEM-педагогов. В соседней России такие организации, кстати, уже есть.

Потому поддержим реформы в образовании, и пока что хотя бы своими силами будем внедрять такие знания своим детям. С помощью книг, историй, рассказов, игр… О том, как все строится, делается, создается и о законах физики простым языком своему ребенку может рассказать каждый родитель. А еще можно загрузить на телефон или планшет специальные приложения, чтобы проводить время только с пользой.

  • GoCarGo – поможет ребенку постичь азы физики, сконструировав автомобиль, и тестируя его;
  • Kodable – для тех, кто хочет научиться программировать, играя с забавными пушистыми пришельцами. В игре 47 уровней, потому она будет интересна всей семье;
  • Bobo Explores Lightфизика света в виде ответов на извечные детские вопросы о том, откуда берется свет, почему трава зеленая и как на небо цепляются звезды;
  • Numbers Leagueматематика для тех, кто не хочет ее учить. Пока ребенок будет собирать команду супергероев и побеждать врагов, он незаметно научится арифметическим действиям.

Это и есть – базовый STEM. Без него потом никуда. А мы же мечтаем о светлом будущем для наших детей, правда?

comments powered by HyperComments