Идентификация ребёнка — выбор в пользу подражания отцу или матери

Наиболее ярко копирование поведения и отождествление себя с одним из родителей у мальчиков происходит в 5–7 лет, у девочек с 3-х до 8-и. Если ребёнок часто видится со своими родителями, и ему есть кого копировать, то успешность этого действия зависит от солидности родителя. Причём для мальчиков, как правило, важны отцы, для дочерей — матери.

Происходит этот выбор до 10 лет. Потом ребёнок решает подражать другим людям. Данный вопрос особенно подробно рассмотрен в книге «Психогигиена пола у детей» авторства Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана.

Отмечается, что в случае схватывания ребёнком двусмысленности поведения одного из родителей, идентификация может нарушиться. К примеру, если один из родителей активен на работе, а дома занимает пассивную позицию. Если ребёнок видит, что отец властен и решителен на работе, а дома — только лежит на диване и ничего не делает, он вполне вероятно не захочет подражать ему. Если ребёнку объяснить разницу между поведением дома и на работе, вполне возможно он начнёт полностью копировать отца. То есть приходить из школы, ложиться на диван и «уставать».

«…Если один из родителей пытается переманивать ребёнка на свою сторону, начинается разлад»

В одной моей знакомой семье отец-программист работает дома. Он проводит максимум времени с дочкой Сонечкой в то время как их мама работает в государственной структуре и часто путешествует по стране. Однажды Софа подошла к маме и сообщила о том, что больше не будет носить юбки. На вопрос «почему?» девочка сказала, что это «глупая одежда». В какой-то момент Софочка стала косолапить как папа. У неё появилась привычка есть в своей комнате и не выходить здороваться с гостями.

Идентификация со своим полом у детей, как правило, в связке с привязанностью к родителю противоположного пола. Если один из родителей пытается переманивать ребёнка на свою сторону, в семье начинается разлад.

«…Идентификация с мамой поставила дочек в такое положение, где общение с отцом было необязательным»

Знакомая семейный консультант поделилась историей том, как два разных стиля поведения родителей привели к разводу.

Мама работала полный рабочий день, при этом она чувствовала вину за недостаток внимания к дочерям и компенсировала это за счёт отношений с мужем. В её уме всё было настолько структурировано и идеально вымерено для детей, что она не давала себе спуску, и не находила минуты для того, чтобы остановиться и подумать: «Я хочу, чтобы всё было хорошо не только у моих детей, но и у меня как у жены». Одного желания часто может хватить, чтобы предотвратить множество неприятностей. При этом насколько сильной не была бы обида на партнёра, всегда нужно уметь признаваться себе, что хочется счастья.

Отец семейства, бизнесмен, добросердечный и мягкий человек. Когда он пытался дисциплинировать девочек, те часто не слушали его. Тогда он просил их мать, чтобы она придумала что-то. Муж не кричал и не устраивал сцен, а подходил и признавался в собственном бессилии. Возможно, он мало старался.

Сейчас им обоим по сорок лет, две их дочери в подростковом возрасте. Однажды муж хотел купить гитару для одной из дочерей. Жена наотрез отказалась из-за дороговизны. Мама всегда играла доминирующую роль в воспитании детей, а отец — пассивную роль. Он следовал её стилю воспитания. К сожалению, этого мало для того, чтобы назвать брак «равносильным».

«Многие семьи живут таким образом. Это плохо. Оба родителя должны одинаково прилагать усилия к воспитанию детей».

Жена часто подчёркивала, что делает всё для семьи, в то время как муж чувствовал проблему в общении с дочками. Он часто брал семью в поездки, но общение было провальным, не в последнюю очередь из-за того, что «он всю жизнь» делал всё «неправильно». Мама же всегда общалась с девочками после работы.

В конце концов, муж завёл роман с другой женщиной. Оба родителя пришли на консультацию и оба плакали, потому что ценят семью. И их связь очень сильна, как эмоциональная, так и физическая.

С точки зрения дочек, идентификация с мамой поставила их в такое положение, где общение с отцом было необязательным.

Психиатр А. И. Захаров говорит, что подобная картина нередко наблюдается в тех случаях, когда тревожная мать привязывает к себе сына.

«В такой степени, что он лишается общения с отцом и сверстниками. В итоге мальчик не может выработать навык соответствующего полу поведения, особенно в тех случаях, когда мать односторонне доминирует в семье и ревниво относится к влиянию отца или сына. К тем же результатам приводит искусственное культивирование одним из родителей своего авторитета, особенно если он при этом использует излишне строгие ограничения и наказания, отрицая ценность эмоционального контакта с другим родителем. В обоих случаях возможно появление эффективной зависимости от расположения одного из родителей и инфантилизма, а также стремления к компенсаторному, реактивно заостренному самоутверждению среди сверстников».

После 10 лет ребёнок стремится к идентификации за пределами семьи. В этот период для сохранения собственного авторитета родителям нужно избегать критики и не навязывать собственную волю.

Идентификация ребёнка — большая ответственность для обоих родителей. Кроме отождествления с родителем одного пола, здесь может оказаться множество подводных камней, которые могут стать преткновением в будущем. Но родитель всегда будет оставаться примером для ребёнка, если его поведение будет добрым и естественным, а в отношениях будут присутствовать общение, участие и уважение.

comments powered by HyperComments