Когда я пошла в первый класс, вместе с новыми познаниями мира, я узнала силу отборного крепкого словца. Из моих детских уст звучала брань похлеще, чем у сапожника или грузчика Васи из соседнего парадного. “Курва” было самым безобидным словом. Матерщина лилась потоками на перерывах между уроками, а уборщицу Валю, отобравшую резинку (помните, дети раньше в такие прыгали?), я – милая светловолосая девочка с бантом выше головы, называла нежно с*кой.

Зная весь лексический набор матерщины, мы гордились своей «взрослостью» первоклашек. До одного эпизода. Моя лучшая подружка Неля, обедая после школы, увидела знакомую надпись на спортивном костюме отца. С набитым булкой и супом ртом, она произнесла: «Кто носит фирму адидас, тот настоящий – п****ас!» И продолжила гордо жевать свой обед. Папа застыл, он не знал краснеть ему или доставать ремень. Успокоившись, он спросил: «Неля, а ты знаешь, что означает это…кхе…кхе слово?» «Нет», — спокойно ответила одноклассница. Папа выдохнул, тему замял, но просил Нелю никому больше такого не говорить, потому что это очень, ОЧЕНЬ плохое слово.

Почему льется матерщина?

Мат – хорошо или плохо? Одни при звуке матерщине мечтают сквозь землю провалится, другие, наоборот, выражают свои эмоции только отборной русской бранью. У меня был сотрудник, который ругался таааак, вроде он не корреспондент известного телеканала, а строитель, валяющийся по пятницам пьяный в парке. Когда он выходил в эфир, перед людьми появлялся интеллигентный, умный журналист. Камера выключалась – «включался» «строитель из парка».

Исследования ученых доказывают, что матом не брезгуют люди с высоким интеллектом. Имеется в виду,  использование мата в эксклюзивных ситуациях, где человек мог бы сказать: «Йогурт без даты!», но для окраски речи использует созвучные, но менее приятные уху выражения.

Понятное дело, из уст детей отборный мат звучит нелепо. Как минимум. А порой, становится так стыдно, что невольно делаешь несколько шагов от ребенка с видом: «Мальчик, ты чьих будешь?» Но, если в присутствии ребенка лично вы не фильтруете свою речь, не удивляйтесь, когда он при неудачно собранной пирамидке не заплачет, а скажет: «б***ь».

С двух до пяти лет дети используют мат неосознанно. С пяти до семи — дети знают значение матерных слов и понимаю: их употреблять нельзя. С восьми до двенадцати — дети используют матерщину в контексте, они четко знают, где и какое слово можно вставить. В подростковом возрасте маты льются такими потоками, что у взрослых уши сворачиваются в трубочку. Так дети самоутверждаются среди сверстников и пытаются быть похожими на взрослых. А потом вырастают, ну и вы знаете как бывает.

6898865034_fd75367d57_b

Краснеть или ругать? 

Если ребенок дошкольного возраста матернулся, психологи советуют не обращать внимания. Если он повторил слово, попросите объяснить его значение. Ребенок не ответит и скорее всего перестанет его употреблять. Ребенок младшего школьного возраста часто матерится, чтобы на него обратили внимание. Он провоцирует вас на ответную реакцию. Если зритель игнорирует спектакль, его отменяют. Так и с бранью. Ругать «полу-лося» в пубертатном периоде — дело гиблое. Он считает себя взрослым и мат вполне гармонирует с его внутренним бушующим миром.

Единственное правило: все воспитательные беседы, не важно ребенку три или тринадцать, проводить без посторонних глаз. И да, сколько бы вы своего «оболтуса» не ругали за крепкое словцо, если вы не стесняетесь в выражениях при ребенке, воспитательные меры пройдут мимо. Ваша задача как родителя показать, что мат – это нелепо, глупо и не круто.

comments powered by HyperComments