Когда полезна и чем может быть опасна мотивация

Мотивировать, то есть побуждать к действию ребенка  — это то, чем родитель занимается каждый день. Выглядеть это может по-разному. Однажды, не без улыбки,   я наблюдала, как это делала мама 2х летнего ребенка. Они заехали в отделение банка на коляске. Когда мама брала талончик, ребенок выразил активное желание в этом поучаствовать, но поддержки не получил. Затем они поехали и остановились у детского столика с карандашами и раскрасками. Мама подождала минутку. Ребенок продолжал сидеть в коляске и не проявлял уже той активности, как тогда, когда мама брала талончик. Тогда мама достала ребенка из коляски и поставила на ножки. Ребенок некоторое время стоял, не двигался. Тогда мама посадила его на стульчик за стол. Ребенок сидел, не проявляя интерес к тому, что лежит на столе. Тогда мама пододвинула к ребенку разукрашки и карандаши. Ребенок не заинтересовался ими и продолжал сидеть. Тогда мама, показала вдохновляющий пример, взяла карандаши, листок для себя и стала его  разукрашивать. Это тоже никак не заинтересовало ребенка. В конце концов,  мама приняла последнюю меру — начала разукрашивать его листок сама …

Такое не раз происходит в жизни мам – они играют в кубики, залезают на горку, пробуют невкусно-полезный суп и говорят ммм, как вкусно, включают фантазию, рассказывая истории и сказки, обещают, подкупают, делают большиеглазаадавай и  еще много чего, чтобы как-то расшевелить чадо или  побудить его к действию. Это забирает много времени и сил  у и так уставшей мамы, так как требует большой включенности в ребенка. Как сохранить себя и все же мотивировать ребенка на полезную активность? Один из путей — поближе познакомиться с природой мотивации и узнать, что по этому поводу говорят специалисты.  И тогда Вам будет легче понять, как мотивировать ребенка, например, на нужные для здоровья физические упражнения или стоит ли платить  за уроки.

Определений мотивации много. Вот, например, одно из самых понятных. Мотивация (от лат. movere — двигать, толкать) это силы, действующие на организм извне и изнутри, которые инициируют и направляют поведение. Что может инициировать поведение и направлять его? Инстинкты и потребности, среди которых потребность в любви и принятии, безопасности, познавательный интерес, самореализация;  вознаграждения и наказания; идеи, эмоции, культурные ценности, желание быть похожим на кого-то и др.

Когда мотивация дает результаты. Согласно закону Еркса –Дотсона(1908 год !), подтвержденному экспериментально,  по мере роста мотивации успешность деятельности растет до определенного периода , а потом — падает. То есть до бесконечности мотивировать, чтобы повышать результаты деятельности, невозможно.   В какой-то момент это перестает работать. Причем  для сложных задач это перестает работать раньше, чем для простых. Сложность задачи — это одна из причин того, почему Ваши мотивационные предложения для детей не работают. Сложной для ребенка будет не только та задача, где он не готов физически или интеллектуально, но и та, где он, по его мнению, не будет соответствовать ожиданиям любимых родителей, и например, не сможет занять первое место на конкурсе или хорошо выступить на концерте.

Виды мотивации. Мотивация делать какие-то вещи может быть двоякой. Мы можем что-то делать, потому что нам интересно, мы получаем удовольствие от самого процесса. Это называется внутренней мотивацией. А можем это делать без какого-либо интереса к самому процессу, а потому что за результат, к которому мы придем, мы получим блага или избежим неприятностей.  Такая мотивация называется внешней. Она стимулирует заниматься тем, чем заниматься не хотелось бы через положительные или отрицательные подкрепления.

Какая мотивация лучше, эффективней? У каждой из них есть свои  плюсы и минусы. Познакомимся с ними.

  1. Полезность внешней мотивации состоит в том, что она, помогает человеку направить усилия на то, что он  делает, заставляя делать то, что  нужно.
  2. Внутренняя и внешняя мотивации имеют разное влияние  на людей. Когда мы действуем на основе внутренней мотивации, мы хорошо себя чувствуем, развиваемся. Когда мы делаем то же самое на основании внешней мотивации ( то есть ради кого-то, чтобы получить награду или избежать наказания), наряду с возможными положительными последствиями – результатами деятельности — мы получаем побочные негативные следствия – мы теряем контакт с собственными эмоциями, теряем контакт  со своим Я, возникает целый ряд негативных  эмоциональных явлений, с которыми потом имеют дело психологи и психотерапевты.
  3. Еще одно негативное следствие использования внешней мотивации состоит в том, что исчезает внутренняя мотивация. Если Вы делаете что-то, потому что Вам это нравится, а через какое-то время Вас начинают за это вознаграждать, то со временем теряется внутренняя мотивация и мы начинаем это делать только ради награды или чтобы избежать наказания.

Здесь вспоминается известная история о том, как пожилому мужчине стали досаждать подростки —  они шумели под его окнами. Договориться с ребятами, чтобы они вели себя тише, не получалось. Тогда мужчина сделал им предложение – он пообещал им платить за то, что они будут очень шумно вести себя (но только, если очень шумно). Ребята согласились и на славу постарались, за что получили обещанные деньги и одобрение. Так продолжалось несколько дней. Однажды мужчина объявил, что у него закончились деньги, и он не сможет платить, на что подростки ответили, что тогда и они не будут делать то, о чем договаривались…

  1. Долгосрочность воздействия. Возвращаясь к минусам внешней мотивации, стоит отметить то, что с ее помощью решаются только сиюминутные задачи. Влияние на  долгосрочные и стратегические задачи она не оказывает.
  2. Затратность. И, наверное, самый большой минус внешней мотивации для родителя является ее время- и энергозатратность. Она требует постоянного присутствия родителя, его чрезмерного  участия и вовлеченности в жизнь ребенка.

Вот  история от мамы педагога-психолога, которая рассказывала, как она развивала дочь физически. Для того чтобы ее дочь занималась на снарядах, залезала на горку, мама каждый раз!!! придумывала истории (а давай ты будешь …), организовывала соревнования между детьми, играющими на площадке, или что-то еще мотивирующее. Окружающие отмечали хорошее физическое развитие девочки. Но мама с сожалением говорила о том, что сама дочь никогда не проявляла инициативу в занятиях и  была активной  только  по инициативе мамы.

Исходя из вышесказанного видим, что  внутренняя мотивация имеет ряд преимуществ перед внешней и выглядит более привлекательно — она не требует ежеминутного присутствия родителя, мотивирует ребенка на деятельность постоянно и изнутри, способствует решению долгосрочных задач и оказывает положительное влияние на здоровье и настроение.

Несмотря на выше перечисленные достоинства внутренней мотивации, наиболее популярным способом мотивации является мотивирование с помощью поощрения и наказания.  По – другому этот метод еще называют “методом кнута и пряника”, а если говорить языком современных родителей – “методом подзатыльника и планшета”. Согласно экспериментальным исследованиям ученых ( Деси и Райана),  это наименее эффективный из всех видов мотивации способ. Тогда почему он так популярен? Потому что является наиболее простым. Большинство людей склоны использовать не то что лучше, а то, что проще.

Продолжение следует

comments powered by HyperComments