Чтобы понять, почему мы сегодня такие и делаем такие выборы, нужно открутить пленку фильма своей жизни назад и увидеть свои истоки. События, которые происходили с нами в детстве  и решения, которые тогда принимались нами-ребенком, влияют на нас и сегодня.

… Светлана вспоминает одну историю, которая произошла с ней, когда ей было три года. Она играла с пупсиками и стирала их одежду – лоскуточки ткани, приспособленные для этого. Она очень увлеклась процессом, старалась, и ощущала чувство гордости от того, что делала (Ощущала тогда , а описать и понять это смогла сегодня, будучи взрослой).

После стирки Светланка развесила свои лоскуточки на батарею сушиться. Их было много – девочка потрудилась на славу. Когда с работы пришел папа, которого она очень любила, ей захотелось вместе с ним разделить чувство радости и гордости. Она показала ему свою работу.

“Что это?” —   с пренебрежением спросил папа. Эту интонацию она запомнила очень хорошо. Отвержение, непринятие, одним словом, то, чем занималась девочка, было недостойно и стыдно. Этот вопрос и интонация запечатлелись большими буквами в ее истории. Она получила урок  — не проявлять больше такую часть себя  …

Маленькое зернышко женского не получило поддержки и одобрения в развитии. Было лишено живительной подпитки и больше не росло. Девочку всегда развивали как личность. Вначале  поощряли ее игры с кубиками и книжками, затем  — серьезную учебу в школе. Такую, что не было времени на общение с ровесниками. С девочками, которые обсуждают мальчишек, наряды, начинают краситься. С мальчиками, которые начинают активнее проявлять интерес  к девочкам.

В семье всегда ценилось интеллектуальное развитие, трудолюбие, моральные качества. Эти ценности разделяли оба родителя. Однако с  любимым папой у девочки были более  значимые отношения, чем с мамой. Папа был самым большим авторитетом для нее всегда. Он был человеком, который создал себя сам. Представьте, что его, деревенского мальчишку, который очень хорошо учился в школе, однажды пригласили  на елку в Кремль. А дальше — благодаря учебе, стараниям он многого добился в жизни…

Если говорить о сегодняшнем дне, то Светлана —  отличный работник, профессионал, с одной стороны. С другой — у нее депрессивное настроение, проблемы с женским здоровьем и с той частью себя, которая называется Я-женщина.

И еще несколько чудесных цитат Алис Миллер в продолжение темы и для размышлений  о нашей жизни и  влиянии на нее родителей.

     “Большинство людей, не хотят знать историю своей жизни и не догадываются, что то, что было заложено в детстве, предопределяет все их поступки”.

 “Приспособление к родительским потребностям зачастую (хоть и не всегда) приводит к превращению ребенка в «псевдоличность», развитию мнимого Я. Ребенок ведет себя так, как от него хотят, и постепенно этот тип поведения начинает определять все его поступки и помыслы. Его подлинное Я остается в зачаточном состоянии, так как отсутствуют какие-либо возможности для его становления. В результате такие пациенты жалуются на отсутствие смысла в жизни, неприкаянность и душевную пустоту. И эта пустота вполне реальна”. 

 “Возвращение загнанных в глубины памяти детских чувств, не только способно быстро вывести человека из состояния длительной депрессии, но и помогает ему правильно воспринимать нежелательные ощущения.

 “Способность человека распрощаться со своими иллюзорными представлениями о «счастливом» детстве, на эмоциональном уровне пережив весь масштаб причиненных ему когда-то душевных травм, дает человеку, страдающему депрессией, новые творческие силы и спонтанные эмоции, а у человека, стремящегося к величию, снимает зависимость от величия и устраняет необходимость «сизифова труда».

 “Если мать неправильно вела себя, не сознавая, что нужно просто радоваться самому факту присутствия в ее жизни ребенка, а полагала, что ребенок должен удовлетворять определенным представлениям, то она тем самым произвела первую селекцию. Ребенок сразу же почувствует эту селекцию, начнет отныне усваивать только систему ценностей родителей.

Став взрослым, такой человек не является самим собой, он не знает и не любит себя; он делает все, чтобы его кто-то любил, поскольку в детстве крайне нуждался в этом. Он надеется, что, подлаживаясь под чувства других, сумеет добиться своего.

 “Мы не можем изменить наше прошлое, и ничто не может компенсировать причиненный нам в детстве ущерб. Но мы можем изменить себя, «восстановить» свое Я и вернуть утраченную внутреннюю целостность. Мы можем сделать это, внимательно проанализировав сохранившиеся в нашей памяти события прошлого и глубже осознав их”.

 “Помочь пациенту эмоционально воспринять свою жизненную историю и осмыслить ее, чтобы обрести новые жизненные силы — вот основная цель психотерапии.

Еще некоторое время назад вставал вопрос, как помочь людям проникнуть к собственным переживаниям, вытесненным в бессознательное. Теперь уже разработан целый арсенал методов их «пробуждения» и выведения в сознание”.

comments powered by HyperComments