Устойчивое словосочетание «развивающие игрушки» вошло в наш лексикон не так давно. Раньше игрушки были просто игрушками. Кубики, пирамидки и конструкторы тоже существовали, но им не приписывали магических свойств по развитию сверхинтеллекта. Тем не менее, предыдущие поколения (включая нас с вами) не выросли поголовными тугодомами. Более того, нет-нет, да и встретишь весьма одаренного человека, который в детстве по методике Монтессори не занимался и карточки Домана в глаза не видел.

Если 20 век был веком инженеров, то 21, безусловно, можно назвать веком маркетологов. Они научились продавать не товар, а эффект. То есть, если позицию «Пирамидка детская, 1 шт.» можно продать за 50 гривен, то «Логическую головоломку для маленьких гениев, стимулирующую работу левого полушария» с удовольствием купят двое, а то и втрое дороже. А если эту чудо-игрушку выполнить из дерева и сделать приписку об ее экологичности, то цену можно увеличить еще в пару раз. При этом не меняется суть игрушки, ее эффективность для развития ребенка. Меняется только надпись на коробке и ценник.

3

Сама формулировка «развивающая игрушка», которая позволяет производителям получать сверхприбыли, по сути своей парадоксальна. Это как «ездящая машина», «сладкий торт», «шкаф, в который можно складывать вещи». Масло масляное, в общем. Потому что любая игрушка так или иначе развивает ребенка. Его развивает даже шуршание целофанового пакета и стучание половником по кастрюле. Потому что для ребенка, у которого еще несколько месяцев назад единственным развлечением было глотание околоплодных вод с последующим задорным иканием, любое взаимодействие с предметами окружающего мира является развитием.
Это не значит, что нужно променять игрушки на подручные средства (хотя и не без этого). Это значит, что есть смысл внимательно относиться к маркетинговым изощрениям и формулировкам.

Что нужно, чтобы развивающие игрушки развивали?

Здесь важно понимать, что развивающая функция игрушек — это не волшебная пилюлька: дал ребенку, тот стал гением, и счастливая обеспеченная старость у тебя в кармане. Даже самые дорогие, прогрессивные и модные развивающие игрушки ребенок может превратить в метеоритный дождь из пластика и дерева, который просто равномерным слоем покроет все ваше жилище. И толку от развивашек тогда будет не больше, чем от пакетов и кастрюль. Потому что ребенок умеет развиваться без модных игрушек. А вот без общения с родителями — не умеет.
Любая развивающая игрушка максимально эффективно помогает ребенку постигать этот мир и себя в нем только в том случае, если в игру включаются родители. Показывают, что нужно делать с игрушкой, рассказывают о ней, играют вместе с ребенком.
При этом я не призываю круглосуточно с задорными комментариями складывать со своим чадом сортеры и конструкторы. Чем надольше игрушка займет ребенка самостоятельной игрой, тем ниже поклон ее производителям. Но и не стоит рассчитывать, что с помощью одних только игрушек получиться вырастить гения.

Какие развивающие игрушки нужны ребенку?

 

2

В первые годы жизни от ребенка не требуется больше, чем научиться координировать свои движения, осуществлять нехитрые логические операции (например, разделять предметы по цветам и формам), а также научиться реализовывать свое творческое начало (пусть даже в весьма странном виде). Исходя из этого, предлагаю базовый набор развивающих игрушек, которые точно пригодятся малышам (в хронологической последовательности):
— Пирамидка. Та самая, классическая. Помогает научиться сопоставлять размеры.
— Музыкальные инструменты. Выбирать стоит по крепости собственной нервной системы. Если это электронное чудо техники типа детского синетзатора — обязательно проверить степень противности звучания прямо в магазине. Любой музыкальный инструмент в руках маленького ребенка способен превратиться в оружие массового поражения. Но трудно переоценить положительное влияния всевозможных ксилофонов, пианинок и барабанов на развитие моторики рук и даже логического мышления. Хотели гения — терпите.
— Сортеры. Из over 100000 разновидностей достаточно выбрать те, которые расчитаны на базовые фигуры. Все, что больше, часто бывает от лукавого, потому что ребенок в маленьком возрасте не в состоянии вставить слишком сложную фигуру в нужное отверстие, а в возрасте постарше его уже вряд ли сильно заинтересует сортер.
— Наборы для рисования. От пальчиковых красок и бумаги до мольбертов, на которых можно рисовать мелом и маркерами. Для ребенка важно видеть результат своих действий. Никаких разговоров о долгосрочных перспективах — только очевидный и быстрый эффект. Поэтому рисование так важно для полноценного развития. Опустил пальчик в краску, провел по бумажке, увидел линию — восторг, радость, овации.
— Конструкторы. Это не только незаменимая вещь для развития пространственного мышления. Это еще и игрушка, которая позволяет ребенку самому создавать то, что ему необходимо. Хоть домик, хоть робота из одних и тех же деталей. Этот маленький нюанс дорогого стоит: ребенок понимает, что способен сам делать что-то значимое и важное. Мой сын одно время просил купить ему бензовоз. Ну как просил… Истерично выл об этом с определенной периодичностью. А потом психанул и построил себе бензовоз из Лего и подручных средств. Уровню его удовлетворенностью собой в тот момент мог позавидовать любой нобелевский лауреат. С тех пор сына в курсе, что он мужчина самодостаточный, и все, что ему отказываются покупать, он и сам себе может соорудить.

comments powered by HyperComments