Если вы будете хвалить ребенка, то у него нарушится самооценка, а если не будете его хвалить, то она нарушится тоже. Если вы не будете достаточно близки – ребенок будет очень несчастный, а если будете слишком близки, то он не сможет от вас сепарироваться. Когда появляются собственные дети, следующим моментом ты начинаешь думать: «А не травмирую ли я детей? Может, я чего-то такое делаю, после чего они потом будут сидеть у психолога и рассказывать, какая мама была черствая и злая, какой папа был равнодушный и безответственный?»

Сейчас все образованные, все читают, все слышат, но, к сожалению, надо сказать, что психологи иногда на этом спекулируют. Было бы интересно составить список психологических страшилок, которые родителей, конечно, очень впечатляют, но главное, что они часто противоречат друг другу, и от всего этого крыша движется к какому-то направлению, возможно, не очень правильному. Важно понимать, что психология на данный момент не является наукой. О научности можно говорить только в отдельных частях психологии – прежде всего, в частях, связанных с почти физиологией: мозг, нейрофизиология, механизмы памяти, внимания, там достаточно много научности. Достаточно много научности там, где есть эксперимент, там, где есть эксперимент с испытуемыми, группами — в социальной психологии.

Все, что касается отношений и воспитания детей – с научностью здесь плохо. И понятно почему: эксперимент возможен в очень ограниченных количествах по этическим соображениям. Далеко не про все можно экспериментировать с детьми. Есть очень много факторов, которые определяют те или иные причинно-следственные связи. Для того, чтобы выявлять более менее внятные корреляции, нужны такие выборки и такие контрольные группы, которые в реальности технически невозможно осуществить.

Поэтому все, что вы читаете в книгах по воспитанию – это спекуляции, это некие обобщения на основании опыта, некие прозрения, инсайты, которые могут быть иногда очень точными и очень полезными для вас и очень совпадающими с вами, но ценность их сводится к этому узнаванию, к тому, что совпадает, к тому, что вы чувствуете как правильно.

Если вы не чувствуете это как правильно, то надо понимать, что ваше мнение абсолютно равноценно мнению человека, с которым вы не согласны. Потому что, если он даже психолог, это говорит лишь о том, что у него больше опыта, он больше видел разных детей и семей, но при этом вашего конкретного ребенка, вашу конкретную ситуацию вы все равно знаете лучше, чем любой супер-пупер специалист. Поэтому, если вы чувствуете, что то, что говорит и пишет человек, вам поперек шерсти, если это не подходит вашей ситуации, то вы со спокойной совестью забываете, что он говорит, и слушаете себя, потому что вы своего ребенка знаете.

Истины, которые проверены, которые научны – их не так много. И именно с ними обычно есть согласие, проблем они не вызывают. Ну, например, то, что ребенка не надо бить, на него орать – это вещь, которая вряд ли вызывает сомнения. Идея о том, что маленькому ребенку нужен контакт с матерью и его не надо в 2 месяца отдавать в ясли – тоже вполне очевидная вещь. Все остальные конкретики и тонкости вырастают часто из личного опыта конкретных людей, которых растили так, а не иначе, и которым было что-то больно, а что-то было важно и хорошо.

Поэтому, если вас тревожит то, что пишут психологи – забейте. Психологи знают не больше, чем вы. Про вашего ребенка вы знаете больше. Поэтому читайте все, что считаете интересным и важным, прислушивайтесь к этим соображениям. То, что вам ложится на душу, то, что вам близко, кажется правильным, то, что заставляет вас может быть по-другому посмотреть, – то и хорошо. Может быть, это заставляет вас как-то по-другому видеть, по-новому оценить ситуацию, увидеть новые возможности, что-то подсказать, освободить вас от какого-то страха, от какой-то тревоги вас избавит, от того, что вас мучило и мешало. А все, что говорит, что вы делаете не так, как это делал Доктор такой-то и кто угодно – вы закрываете это и не берете в голову.

По онлайн-лекции Людмилы Петрановской «Если мама на нуле»

comments powered by HyperComments