С развитием науки и медицины, все яснее становится связь между формой взаимодействия ребенка с матерью и последующим развитием ребенка. Неврологи установили, что если первые два года жизни ребенка лишать материнской любви и заботы, с большой долей вероятности у таких детей возникнут отклонения в развитии мозга и нервной системы.

Профессор Алан Шор, известный невролог и исследователь, подчеркивает, что рост клеток мозга — «следствие взаимодействия младенца с главным опекуном (чаще всего матерью)». Развитие мозга младенца «нуждается в позитивном взаимодействии между матерью и ребенком. От этого зависит формирование важнейших мозговых структур».

По словам профессора, в первые два года жизни у ребенка формируются и активируются гены, ответственные за различные зоны функционирования мозга, в том числе за интеллект и социальное поведение. При ненадлежащем обращении с ребенком эти гены не могут активироваться, а в особо тяжелых случаях — даже сформироваться. Генетика и воспитание неотделимы друг от друга: воспитание оказывает непосредственное влияние на функционирование генов ребенка.

pimg-717720

Это открытие имеет неоценимое значение для социальной политики. Очевидно, что дети из неблагополучных семей, даже при отличных генетических задатках, повзрослев, имеют мало шансов вырваться из своего круга общения. Таким детям сложно социализироваться,сложно принять общеизвестные моральные нормы. Это замкнутый круг депривации: недостаток образования, постоянная безработица, бедность, зависимость, преступность — вещи, которые крайне сложно изжить.

Зависимость развития мозга ребенка от качества взаимодействия с матерью объясняет, почему происходит этот депрессивный цикл. Родители, воспитанные в абъюзивных семьях, имеют несформировавшийся мозг, и отвергают своих детей так же, как отвергали их в свое время, поэтому их собственные дети имеют аналогичные сложности: проблемы с обучением, трудоустройством, склонность к насилию.

Перевод отрывка статьи профессора Алана Шорра:

“В мозгу младенца, который подвергается частым и интенсивным нарушениям привязанности, происходит ослабление вегетативного гомеостаза, что приводит к сдвигу по направлению к первичным метаболическим процессам, ответственным за выживание. Если воспитатель не способствует восстановлению психобиологического равновения, помогая справиться со стрессом, лимбические связи в процессе своего развития подвергаются воздействию высоких доз эксайтотоксичных (ведущих к повреждению и гибели нервных клеток) нейротрансмиттеров, таких как глутамат (Choi, 1992; Moghaddam, 1993), а также кортизол (Moghaddam, Bolinao, Stein-Behrens, & Safolsky, 1994; Schore, 1997a) в течение длительных периодов времени.

Нейротоксический эффект глюкокортикоидов усиливается одновременной активацией N-метил-D-аспартата (NMDA), рецептора глутамата, крайне важного участка, в котором нейротоксические реакции и гибель синапсов способны нанести тяжелый вред развивающемуся мозгу (Guilarte, 1998; McDonald, Silverstein, 1988). Известно, что обусловленное стрессом повышение глюкокортикоидов в послеродовый период может вызывать гибель нейронов в «аффективных центрах» лимбической системы (Kathol, Jaeckle, Лопес, & Miller, 1989), формировать патологию лимбического отдела (Benes, 1994) и создавать нарушения эмоциональной адаптации (DeKosky, Nonneman, 1982). Взаимодействие между глюкокортикоидами и возбуждающими трансмиттерами в настоящее время считается посредником в процессе программирования гибели клеток и представляет собой первичный этиологический механизм патофизиологии психоневрологических расстройств. По этому принципу нарушается формирование лимбической системы, происходит структурное отклонение развития мозга, ухудшающее способности психики справляться со стрессом и вырабатывать эффективные копинг-стратегии. Это суть психопатогенеза.

Отношения привязанности — это основной фактор, влияющий на развитие лимбических структур, ответственных за стрессоустойчивость. Тяжелые нарушения привязанности в младенчестве приводят к регуляторной недостаточности, выраженной в нарушениях лимбической активности, дисфункции гипоталамуса и нарушениях вегетативного гомеостаза (Reite & Capitanio, 1985). Из-за травматических событий, связанных с жестоким обращением и пренебрежением, в автономной нервной системе происходят экстремальные и быстрые изменения: гипервозбуждение симпатической системы и гиповозбуждение парасимпатической, что создает хаотичные биохимические отклонения, токсическую нейрохимию в развивающемся головном мозге”.

Таким образом, наука еще раз доказала: если мы хотим жить в здоровом обществе, каждый из нас должен быть заинтересован, чтобы дети рождались и росли в психологически здоровой атмосфере. Чем больше обездоленных детей получат материнское тепло и ласку, тем лучше будет для всех.

Источник

comments powered by HyperComments