Специфика детского восприятия состоит в том, что лучше всего они усваивают только то, что видят и слышат, то, что получают в непосредственном общении со взрослыми. Но видеть они должны не знаковые символы (цифры и буквы), а объекты внешнего мира и взаимоотношения в группе людей.

Именно поэтому я не рекомендую перегружать восприятие ребёнка знаковыми символами, обучая детей читать в возрасте, не предназначенном для этого. Чтобы сформировать необходимую базу для возможности самообучаться, необходимо помочь ребёнку закрепить за каждым образом, который он воспринимает посредством всех каналов восприятия (вкус, запах, тактильность, слух, зрение) словесные бирочки. Станьте живой говорящей головой. Всё, на чём фиксируется внимание ребёнка, назовите. И сделайте это не раз, помогая обобщить увиденное. В этом будет несомненная польза. А есть ли польза от чтения, когда от прочитанного половина, а то и больше, ускользает от понимания?

Ребёнок, у которого большой образный словарь, читая книги, сможет «видеть» на уровне своего воображения те образы, которые автор нанизывает на нить повествования от слова к слову. Если образный словарь ребёнка маленький, то, читая книгу, он не справляется с представлением в процессе чтения. Чтение не имеет для него смысла, если текст не раскрывается в череде образов. Разве интересно читать последовательность непонятных слов? В этом случае, с какой целью заниматься ещё и техниками скорочтения?

Попробуйте сами прочитать отрывок из специализированной литературы, которая не является сферой вашего профессионального интереса. А потом, не поняв и половины, попробуйте заучить это. Что вы почувствуете? Что там случится с вашей мотивацией к учёбе?!

Как только ребёнок проявит интерес к печатному слову и будет заглядывать в книгу, подхватите его интерес и поиграйте с ним в игру, которую я назвала «Поиски шпионов или феечек». Дайте в руки ребёнку маркер его любимого цвета. Закройте все строчки, кроме той, что читаете, чтобы у ребёнка не возникало излишнее напряжение глаз, которое может привести к отторжению к чтению.

Читайте, указывая на каждое слово пальцем, словно надавливаете на кнопочки. Ребёнка попросите выделять в книге те слова, слыша которые, он не видит за ними ни-че-го. «Как же он замаскировался! Вот шпион! Я произношу его, а ты его не видишь!», приговариваете вы. Как только ребёнок отметил слово, не останавливайтесь. Ваш ребёнок, не понимая смысла прочитанного, стремится не к чтению, а к удовлетворению своей потребности близости с вами.

Продолжайте читать. Как только вы увидите, что к этой части игры у ребёнка теряется интерес (это зависит от степени концентрации внимания), переходите к следующему этапу игры. Он, по моему опыту, для детей младшего возраста становится самым интересным. Теперь все выделенные слова надо ребёнку показать. Да, не на картинках, а, так сказать, в 3D. Ребёнку важно изучить то, что он слышит.

На картинке покажите только то, что не можете показать в реальности. Вот тут и пригодится компьютер. В 21 веке не следует детей ограждать от компьютера, который вы представляете им, как окно в мир.

Самое интересное начинается, когда вы вместе с ребёнком проигрываете глаголы. Это так забавно, а порой и смешно. Здесь вам понадобится вся ваша креативность. Особенно когда вы дойдёте до демонстрации определений. А как можно изобразить на плоскости процессы? Покажите процесс, набрав в поисковике искомое слово. И вот перед изумлённым ребёнком разворачиваются шторма разных баллов, торнадо и смерчи. Как интересно играть в эту игру вместе с тем, кто ещё и близость дарит!

А теперь, когда вы пересмотрели все слова, за которыми пряталось что-то непонятное, перечитайте текст. Вы заметили, что дети, в принципе, любят, перечитывать одну и ту же книгу? Интересно, почему?

Теперь, когда узнаны все слова, перед внутренним взором ребёнка проносятся миры автора, волнуя и восхищая его. Только сейчас он вдруг начинает бояться за героев, на которых движется шторм в 10 баллов, а злодей крадётся вслед за командой Питера Пена. Он радуется тому, что раньше не вызывало в нём понимания. Ребёнок сопереживает героям. Вы исчезли для него. Мир реальности исчез. Есть только магия печатного слова, раскрывающего свои тайны.

После такой игры ребёнок будет просить почитать уже не просто потому, что вы ради книги оторветесь от своих важных дел и он получит удовлетворение в близости с вами. Он будет просить поиграть с книгой. И постепенно книга станет тем якорем, который в его психике будет создавать огромную доминанту на желании читать, узнавая новое, неизведанное, формируя потребность в интеллектуальной деятельности.

Если вы увидели в этой технологии МОТИВ (СМЫСЛ), то вы будете играть с ребёнком в книги, а не просто читать, отрабатывая единственный смысл — быть хорошей/хорошим матерью/отцом.

Так на базовой потребности в близости, вы можете формировать потребность в чтении. И на той же базовой потребности можно создать иллюзию, что ребёнок любит читать, а на самом деле он удовлетворяет свою потребность в близости через получение с вашей стороны одобрения. Чувствуете разницу?

Любовь Сгонник

comments powered by HyperComments