Родив, каждая из нас сталкивалась с унизительными ситуациями, когда негде сменить памперс младенцу, когда в торговом центре надо искать специальных людей с ключами от комнаты матери и ребенка, когда с коляской не пускали в транспорт или в метро отказывались включать подъемник. Так же часто случаются истории, когда женщину с коляской  не пустили в места общественного пользования — магазин, кафе/ресторан, банк, ЖЕК или поликлинику, — мотивируя тем, что «не положено». С мужчинами как-то связываться не рискуют. И мамы, не зная своих прав, а зачастую и находясь под воздействием гормонов, расстраиваются и уходят, в редких случаях пытаясь добиться справедливости.

Я решила внести ясность в этих вопросах, проанализировав законодательную базу. Хочу рассмотреть несколько типичных ситуаций и дать рекомендации, на что можно ссылаться в отстаивании своих прав.

  1. Вас не пускают в место общественного пользования с детской коляской. 
    Это дискриминация по семейному признаку и ограничение свободы передвижения, что есть прямым нарушением закона Украины, который действует с 2012 года. Обычно при упоминании закона и вежливом уточнении, почему именно вам запрещено тут находиться, энтузиазм у запрещающих пропадает, однако, если на вас продолжают давить — можете смело включать камеру на телефоне и вызывать полицию.
  2. Вас не пускают в туалет кафе/ресторана с коляской (если вы зашли с улицы и не сделали заказ).
    Мало кто знает, но с 2008 года в Киеве действует распоряжение № 579, согласно которому любой человек имеет право бесплатно воспользоваться туалетом любого заведения общепита. Поэтому, вы можете совершенно свободно войти с коляской (или без нее) и не пустить/выгнать вас — незаконно. Кстати, в случае нарушения собственники могут лишиться разрешения на ведение деятельности. Зафиксировать факт нарушения можно по телефону 1551.
  3. Вам отказывают в возможности использования лифта/подъемника/пандуса, мотивируя, что это для инвалидных колясок, а не для детских.
    Существует прекрасный документ ГСН (Государственные Строительные Нормы)который регулирует доступность объектов для маломобильных групп населения. Он же определяет, кто относится к маломобильным группам. В документе по ссылке этот пункт выделен желтым, беременные женщины и люди с детскими колясками относятся к маломобильной группе населения, и, соответственно, имеют право пользоваться всеми благами цивилизации. 
  4. Вы не можете самостоятельно спуститься с коляской в метро и/или доехать до станции назначения, сотрудники метро отказывают вам в помощи.
    Наиболее распространенные причины — ширина колесной базы коляски не совпадает с шириной пандуса; пандус отсутствует вовсе; вам нужно сделать пересадку на станции без эскалатора. Метрополитен заботливо указал станции, на которых с переменным успехом можно попасть в метро с детской коляской.  Но также в инструкции сотрудников метрополитена прописано, что они обязаны сопровождать маломобильного пассажира по пути следования, если ему необходима помощь. И тут есть нюанс. В этой же инструкции есть список граждан, относящихся к маломобильной группе, и, на взгляд разработчиков, люди с детскими колясками в нее не входят. Но это есть нарушением ГСН, который является приоритетным, т.к. инструкция — это внутренний документ оганизации, а ГСН — нормативный документ, утвержденный профильным Министерством. Поэтому вы можете смело просить о помощи, а в случае отказа — оставить жалобу по телефону  горячей линии метрополитена (044)537-55-05 или на сайте.
  5. Вас не пускают в наземный общественный транспорт.
    Сразу оговорюсь, речь идет об оборудованном для проезда с коляской транспорте — троллейбусах, автобусах и маршрутных такси с площадкой для колясок. Кроме того, логично, что в час-пик в переполненном троллейбусе с ребенком здравомыслящая мама не поедет, разве что по крайней необходимости. Поэтому в качестве примера я рассматриваю ситуацию с условно свободным транспортным составом.
    Чаще всего в роли недовольных  выступают пассажиры. Поэтому призовите на помощь кондуктора, укажите на специальный значок, обозначающий место для перевозки коляски и не ввязывайтесь в споры. Если же вдруг (что редко, но может случиться) кондуктор запретит заезжать или водитель не откроет нужную дверь для посадки/высадки — +380 (50) 332 01 23, горячая линия КП Киевпасстранс, здесь можно зафиксировать нарушение.
    Также отмечу, что водители должны подъезжать близко к тротуару и/или опускать пандус, но будем объективны — детская коляска в большинстве случаев достаточно маневренная, чтобы заехать в транспорт без вспомогательных средств. На крайний случай, всегда рядом найдется кто-то,  желающий помочь.

Бывают ситуации, когда вам могут, но не обязаны пойти навстречу. Например, после недавней истории о писающем в метро мальчике (в бутылку!) в сети поднялась волна возмущений о том, что в метро нужны туалеты. В метро они есть, но предназначены для сотрудников, и если вы с ребенком просите пустить вас, будьте готовы к обоснованному отказу.

В заключение хочу напомнить очевидную, но крайне важную истину: вежливая просьба и искренняя благодарность, озвученная с улыбкой, дают намного больше результата, чем требования и отсылки к документам. Поэтому дорогие мамы, давайте будем внимательны, взаимно вежливы и толерантны друг к дугу.

Благодарю за помощь в подготовке материала Ольгу Мирцало и Анну Сильнову .

Автор: Анна Вукс

comments powered by HyperComments