Итак, с желанием воспитывать дочь смелой все ясно. Оно есть. Но как? Как это сделать, как отпустить, как позволить, как промолчать вовремя, как поддержать правильно?

Та самая Кэролайн Пол, которая рассказывает в своей TED-презентации о девчачьей смелости и духе авантюризма, оказывается, советы по этому поводу собрала в книге под названием “The Gutsy Girl” (“Смелая девочка”). Так вот, автор считает, что смелость —  черта характера, которую можно в себе воспитать. Ну, или в своем ребенке, если начать вовремя (или вовремя остановиться — зависит от отдельно взятой семьи).

А вот, как стоит общаться с дочкой, чтобы вырастить ее смелой.

  1. В общении с дочкой, в попытках оградить и защитить, задумайтесь: а стали бы вы делать то же самое, будь она мальчиком? Возможно, дав девочке больше свободы и возможностей развития, особенно физического, вы дадите ей и уверенность в собственных силах? Дадите ей почувствовать себя способной на свершения?
  2. О страхе говорить не зазорно. Стоит признать, что страх существует, и, напротив, если убеждать дочь, что бояться не нужно, она может вообще замкнуться и наотрез отказаться делать то, чего и так опасалась. Лучше подойти к вопросу с другой стороны: согласиться, что да, страшно, но, наверное, и очень круто, интересно — съехать на велике с горки или залезть на такую высокую башенку. Обязательно получится! К тому же, ощущение страха схоже с ощущением волнения, радостного возбуждения. Если дочка почувствует его, плюс радость от того, что смогла — она в очередной раз поверит в свои силы. Level up!
  3. Смелость тренируется, как и любой другой навык. Поэтому психологи иногда советуют делать что-то “смелое” каждую неделю, преодолевая себя. Научиться брать в руки гадкого паука или червяка, съезжать по трубе на детской площадке, взбираться на башенку не по простым ступенькам, а по специальной лесенке, проехать на роликах без рук и поддержки пару метров, самостоятельно разбить яйца для омлета. У каждого свои испытания, с которыми нужно справляться.
  4. Каждую сложную цель стоит делить на более простые. Их легче достигать. Так дочке покажется, что она способна на многое, раз запланированное удается. Это касается любого дела. Вот не получается нарисовать классно придуманную картинку. И все, ребенок бросает начатое, отказывается от рисования, потому что не выходит идеально, как придумано в маленькой головке. Но здесь, как и в любом деле, можно тренироваться. Вначале учиться рисовать отдельные элементы, а потом сводить их в общий рисунок. Так же, как и учиться залезать на дерево — с нескольких попыток, каждый раз преодолевая все большую высоту. Маленькие достижения — это шаги к большим. Лучше ведь идти потихоньку, чем сидеть на месте и мечтать или жалеть о несделанном.
  5. Пример для подражания, ролевая модель — это круто. Хорошо, когда девочке есть на кого равняться. Я вот часто ставлю Ясе в пример персонажей ее любимых мультов — Мериду, Моану, Бена из “Песни моря”. Они хотели, они шли к цели и добивались желаемого. Даже когда было страшно, когда опускались руки.
  6. Отпустите поводок немного”, говорит Кэролайн Пол. И здесь речь не столько о том, чтобы позволить ребенку больше, типа, разрешить бегать и орать или валяться в грязи для начала. Скорее, речь о том, чтобы высвободить немного личного времени для самостоятельных игр. Не забивать ежедневный график миллионом занятий, не оставляя свободной минутки. Позволить поскучать и заняться тем, что девочке интересно в текущий момент. Она может придумать себе занятие по душе и открыть для себя какие-то новые грани жизни, сделать то, что давно хотела. Сама. Пусть почувствует себя свободней. (Желание ребенка лежать на диване с планшетом или часами сидеть в YouTube — кстати, тоже из этой оперы, от загруженности и невозможности просто потупить. Михаил Лабковский об этом очень подробно рассказывает в одной из публикаций.)
  7. Отпуская поводок, стоит все же следить, чтобы детка не слишком сходила с ума от свободы. У всего есть свои рамки, и некоторые действия могут показаться борьбой со страхом, но попросту быть реально опасными. Например, ходить по парапету 9-этажки — это не бороться со страхом высоты, это бездумно рисковать жизнью. Эту разницу ребенок тоже должен понимать.
  8. Целеустремленность — ключ к обретению смелости. Сдаваться не стоит. Опять же, возвращаемся к вопросу об идеализме, перфекционизме. О том, что многие девочки считают, что лучше уж не начинать, если не можешь сделать что-то на 100%, идеально. На самом же деле главное — не останавливаться, верить в себя, пробовать, и в итоге что-то да выйдет обязательно. Но этому-то как раз нужно учить с самого раннего детства. Не выхватывать из рук лопатку, веник, игрушку со словами “Дай я помогу, все равно толком не сделаешь сама”, а позволить пробовать и делать так, как получается. Ведь в итоге получится!
  9. Фейлы — это круто. Это приобретение опыта, это возможность познакомиться с новыми чувствами. Это шанс увидеть, оглянувшись назад, что было сделано не так, где нужно поступить по-другому, попробовать альтернативу. Это перспектива повторить и отточить уже освоенное. В совокупности с целеустремленностью неудача может стать отличным тренажером — как для нового навыка, так и для смелости, решительности в целом.
  10. Все эти советы годятся родителям не только девочек, но и мальчиков. Ведь многие мамы и мальчиков берегут как зеницу ока, не разрешают бегать, падать, драться, возят на занятия до окончания школы и вообще принимают за них все решения. А потом расстраиваются, что мужики перевелись.

 

Эти 10 пунктов я “нарыла” в сети, решив углубиться в вопрос воспитания храброй дочки. Вот прямо здесь: OutsideOnline. Теоретически и философски мне близки эти советы, такая вот позиция. А вот воплотить ее в жизнь, наверное, сложнее, особенно маме девочки. Так что работать придется, в первую очередь, над собой. Я ведь хочу видеть Ярославу уверенной в себе, смелой, решительной и успешной. Такая у меня мамская фантазия.

comments powered by HyperComments