В последнее время Ярослава совершенно, категорически, отказывается ходить на привычные для нашего графика “развивашки”. Отдельно отмечу, справедливости ради, что и “развивашек”-то у нас не так уж много: раз в неделю танцевальная гимнастика и раз-два в месяц мастер-класс по рисованию. И все же, сейчас мы на стадии полного отказа от всего.

И тут я ловлю себя на том, что я, оказывается, мать-деспот, ну, или как минимум зануда в этом вопросе. Я страшно сержусь, что малышка не хочет идти “развиваться”. Потому что мне кажется, что она что-то упускает, там ведь интересно. Пляшут задорно, “жабку” и “мостик” учатся делать старательно, рисуют красиво и почти что самостоятельно. Это полезно, это альтернативный социум, кроме садика, это познавательно, наконец. А Яся твердо так “I don’t want to”. Очень она может быть в своих желаниях непреклонной, это, наверное, хорошо, характер.

И я такая, “tiger mom”, рычу и прямо ей говорю, что сержусь, потому что она ленится. Потому что там прикольно, а она хочет сидеть дома. Так если бы заниматься своими делами. А то не пошли никуда, и она тут же: “I want to watch a cartoon”. Вот как, значит, вместо пользы мультики подавай. Ну нет, сегодня у нас не работает ни телевизор, ни компьютер. И мама не развлекает. У мамы тогда свои дела, раз так. И Яся скучает. Рисует сама с собой — ровно 5 минут просто водой и еще 3 минуты зеленые акварельные пятна. Потом крутит на веревке слона. Это цирк, дрессировка. Потом наряжается в костюм утки и приведения одновременно и бродит по квартире, пока я шью зайца (у меня рукоделие, хобби, я занята, такая вся сердитая). В конце, перед выходом на прогулку, Яся помогает мне отмывать водорастворимый маркер с только что простроченных деталей игрушки. Утка-приведение-помощница.

Вот так прочитала написанное — вроде очень даже продуктивное утро. (Это к тому, что скучать ребенку полезно, он тогда сам себе игры выдумывает, развивается, типа.) Но мне ж “развивашки” надо, я в “Карамельку” хочу. Нет, не так, я хочу, чтобы Яся в “Карамельку”. А Яся не хочет.

Когда Яся идет к бабушке, я рою Интернет. На разных умных родительских сайтах (США и Канада, конечно) я читаю (пишут чуть ли не капслоком, ругаются): “Оставьте детей в покое!” Основных идей две.

Идея первая: не заставляйте, придет время, сам захочет. Через полгода, год, месяц, завтра. Кто их знает, что там у них в голове.

Про это я думаю долго. У меня затык: Яся ходила на занятия полтора года, с удовольствием. То есть, вообще без вопросов. Приходит суббота: ура, танцы. И вот все, перехотела. То есть, это не страх преподавателя, нового социума, незнакомых детей. Там все свои, но “не хочу”. Вспоминаю зиму, в садике девчонок вечером мамы на танцы тащат. В раздевалке рев стоит: “Не хочу на танцы”. А Яся такая гордая: “А я пойду на танцы в субботу, я люблю свои танцы!” И я такая гордая. А тут “I don’t want to”.

Думаю, советуюсь с умными людьми, слушаю Ясины “нехочухи”, пытаюсь уговорить. Пробую заманить, напоминая, что там прикольно. Отказ. Решаю отпустить, дать перерыв, разрешить лениться. Авось соскучится и снова захочет, как придет время.

Но все равно, осадочек и раздражение. И рычу. А Яся мне: “Mama, stop this. Don’t scold me!” (“Хорош тошнить, мама”, короче.)

Идея вторая: поменять отношение к ситуации, раз уж не можешь изменить саму ситуацию — логично и ожидаемо, и для нервов полезно. Вместо того, чтобы быть “tiger mom”, из-за границы советуют стать “dolphin mom”. Это такая “мам”, которая не кумарит. Которая позволит полениться в естественной обстановке, даст поскучать. В лучшем случае организует совместный досуг с приятелями-подружками-кузенами, чтобы больше свободной игры. (Главное, наверное, без телека только.)

Такая мама-дельфин, а я бы даже сказала, мама-тюлень, скорее, выдохнет и расслабится. И вот почему. Для развития ребенка ходить в одно и то же место, на одни и те же занятия не обязательно. Это напрягает, это ограничивает, а не развивает. Это вызывает у ребенка чувство вины, наконец, когда он видит, что родители хотят, чтобы он занимался, а он устал, не хочет. Он корит себя, что разочаровывает их. И в итоге ходит через силу. Не кайф!

Еще родительские страхи естественны. Родители боятся, что сейчас ребенок просто ленится, и если его не дожать, он так и будет всю жизнь бросать начатое, потому что в детстве ему продемонстрировали, что это нормально. Для него станет проще отказаться, если не получается, чем напрячься, пересилить себя и заниматься выбранным делом. (Признаюсь, именно этого боюсь и я, те же мысли.) Но психологи говорят, что переживать не стоит, всему свое время.

По-английски те, кто бросают занятия, называются “dropouts” — выпавшие, выбывшие [из учебного процесса]. Так вот, на отказ от занятий, или скорее,смену “развивашек” стоит смотреть не как на “dropping out”, а как на “sampling”, то есть, опробование разных видов деятельности. Ребенок пробует сто всевозможных занятий, учится тому и сему понемногу, ищет себя, пытается осознать, что ему по душе. Этот этап важно пройти лет до 12, говорят заграничные психологи и родители. Пожалуй, поверю.

И я решаю: буду мамой-тюленем, уговорю себя расслабиться и дать Ясе захотеть. Потому что от садика ей не отвертеться, а вот с занятиями уже можно и варьировать. Она нормально сама знает, что хочет, во многих ситуациях, как показывает практика. Так что позволю ей решать. Пусть мой внутренний тюлень победит тигра, а там посмотрим, как пойдет.

 

UPD: на этих выходных на занятии по рисованию мы таки были. Нет, я не дожимала, просто предложила, и Яся согласилась. Понравилось, и сова вышла, как по мне, очень красивая! А вот на танцевальную гимнастику детка все же не пошла. Всему свое время, и, все меняется. А я все еще мама-дельфин.

 

По материалам Today’s Parent & ScaryMommy 

comments powered by HyperComments