В магазине моё внимание привлекла мама с девочкой лет пяти-шести. Мама сосредоточенно перебирала вещи на вешалке, девочка крутилась рядом, вдруг девочка протяжно: «Мааама»… «ЧТО?» в ответ раздраженно и нервно гаркнула мама. От этого ответа подпрыгнула даже я, так это было неожиданно и агрессивно.

-Я тебя люблю, — ответила девочка.

Если бы дети могли осознавать свою основную потребность и вербализировать её, это бы звучало как: «Я хочу чувствовать себя любимой (ым)».

Он приносит вырезанную машинку тебе, пол залит клеем, засыпан обрезками, внутри поднимается раздражение и злость: опять этот бардак, эти обрезки везде, липкие руки, но он протягивает её тебе, потому что чувствовать себя любимым необходимо, и нет ничего в этот момент для него: ни клея, ни обрезков — только ты и вопрос, внутреннее желание: «любишь меня?», «я для тебя любимый?»

Разбивает вазу, приходит с двойкой, прыгает на кровати, на которой нельзя и боится, любишь ли? Любишь? Вопрос громко звучит внутри, и он его чувствует, но не осознает. И ждёт, ловит, внимает подтверждение, от которого внутри всё разожмется, распустится напряжение, и снова потечет жизнь. Любит. Всё хорошо, можно дальше. И от «не любит»-реакций сжимается внутри пружина, раз за разом становится тугой, упругой и отскакивающей в самые острые моменты. Когда истерика, «уходи, ты плохая» и «я тебя не люблю» — просто отжатие пружины, вынужденное, механическое, предшествующее освобождению и снова вопросу, потребности «Я любимый (ая) для тебя?»

Чувствовать себя любимым (ой) — основная, базовая потребность ребенка, выполняя которую психика выстраивает здоровые связи во взаимоотношениях с самим (ой) собой и с миром. Я люблю себя — я люблю мир. И наоборот.

Когда к вам приходит ребёнок, по любому поводу, за всеми словами, помните, главное — он хочет чувствовать себя любимым, а потом всё остальное. Ему это необходимо. Крайне важно. Важнее всего другого.

Мия Шерер, психолог

comments powered by HyperComments