Снова встречаю в ленте перепосты статьи о вреде раннего развития и раздражаюсь.

Ну как можно к ней на полном серьёзе относиться? Как вообще можно всех родителей, которые занимаются со своими детками-дошкольниками, грести под одну гребёнку? Ведь занимаются все по-разному, и результаты у всех тоже разные.

В представлении некоторых авторов, мать, которая решила развивать своего малыша, берёт стопку книг с различными методиками (и список у неё такой забавный, развенчанный Тюленев там откуда-то взялся, Сузуки, по методике которого вряд ли кто-то станет заниматься без преподавателя), читает их залпом и начинает применять сразу все к своему двухлетнему ребёнку. Это то же самое, что попробовать первый раз приготовить борщ в сковороде из всего, что попалось в холодильнике, а потом всем писать, что борщ получился отвратительный, не советую никому его готовить.

И возможно, если мама, занимаясь с ребёнком, ставит своей целью «пройти собеседование в элитный детский сад», то она просто замучает ребёнка, а не разовьёт. На мой взгляд, самая главная ошибка родителей, которые взялись развивать-обучать своих детей, состоит в неправильной постановке цели. Развитие, как таковое, их не интересует, они стремятся получить результат и поскорее, чтобы победить в соревновании «чей ребёнок умнее.» О самом ребёнке они думают в последнюю очередь. А самая главная цель развивающих занятий — удовлетворять и поддерживать познавательную потребность ребёнка. Без этого ничего хорошего не получится, наступит разочарование и напишется такая грустная статья.

Где тут забота о детях и индивидуальный подход? «Жизнь моих старших детей протекала именно по такому графику с самого рождения. Как и жизнь еще 52-х детишек друзей и знакомых единомышленников, увлеченных в то время ранним развитием. Математика, чтение, развитие интеллекта, музыка, рисование, иностранные языки, физкультура, развивающие игры всех сортов — вот что наполняло их детскую жизнь. Времени на «ничегонеделание» просто не было».

Стоит ли удивляться, что: «Эти дети не хотели и не любили учиться! Они привыкли к тому, что новые знания преподносятся им на блюдечке готовыми, загодя, задолго до того, как у них в сознании сформируется запрос на новую информацию. Они не понимали, а зачем нужно еще и еще что-то узнавать, так как сам процесс их уже за 6-7 лет предыдущей жизни изрядно пресытил. Мотивация на обучение отсутствовала как факт».

По-моему, всё логично. Но автор чувствует себя «развивателем» с многолетнем стажем и раздаёт советы молодым мамам, судит методики: «Большинство из развивающих методик для малышей не развивают креативные способности, не стимулируют творчество, не учат учиться, не прививают любовь к познанию, вообще не учат осознавать, что вот он, этот познавательный интерес, у меня появился, и мне надо удовлетворить эту потребность познания нового».

Мне хочется воскликнуть: «Да ты же мать!! Куда ты смотрела и о чём думала?! Кто привьёт любовь к познанию твоему ребёнку, если не ты сама??.. »

Ведь любая методика — это сухой концентрат. И задача родителей — приспособить её под своего ребёнка (а не ребёнка тесать под методику), от чего-то отказаться совсем, кое-что немного изменить, а что-то попробовать применить в чистом виде. И внимательно наблюдать, переваривает ли ребёнок то, что ты ему даёшь? Интересно ли ему? Не будет ли рвоты? 

Покупая детскую кашу в коробочке, мы разводим её молоком согласно инструкции, а не заталкиваем ребёнку в рот большими ложками в сухом виде, а потом пишем большие посты, какую ужасную кашу мы купили, у ребёнка теперь от неё гастрит.

Мне попадались родители, которые читали своим трёхлетним детям книги, которые те просто не способны были понять. Какую-нибудь «Алису в стране чудес» читали двух-трёхлетке. Но зато после прочтения можно с гордостью поставить книгу на полку и показывать гостям со вздохом, мол, да, мы уже всё что можно прочитали, совершенно ненасытный ребёнок.

Но это же самообман! И никаким «ранним развитием» здесь и не пахнет.

Грустно, что полетят сейчас эти перепосты, они «на ура» будут приняты ленивыми родителями. И у огромного количества детей начнётся «беззаботное детство», которое резко прервётся школой, с её громоздкой и запутанной программой, которая окончательно задавит познавательный интерес каждого несчастного ребёнка. И это будет только началом их невесёлой жизни, лишённой радости познания.

Олеся Лихунова, мама семерых детей

comments powered by HyperComments