Чтение – важный элемент современной культуры. Конечно, большинство родителей начинают читать детям довольно рано. Некоторые еще до рождения…

Какие же книги нужны малышам?

Если говорить о возрасте до одного года, то так как основная потребность этого периода – эмоциональное общение с мамой или другим значимым взрослым, то не очень важно, какие книги читают ребенку. Для ребенка важна мелодия голоса читающего. Поэтому читать можно любые стихотворения, даже те, которые написаны для взрослых. Вы можете читать Пушкина,  Лермонтова, Блока, Есенина, Цветаеву и т.д. Читайте то, что нравится Вам. Главное, чтобы это была хорошая поэзия. Также не забывайте о том, что ребенку важно познавать мир. Это значит, что ему интересны книжки-картинки. Самые простые книжки-малышки, где минимум или вообще нет текста, но зато есть качественные иллюстрации. Разглядывание картинок и обсуждение их доставит немало радости ребенку. Просто называйте ребенку предметы (животных, явления природы) и рассказывайте о них, например, так: «дождик капает кап-кап», «это ворона, ворона каркает кар-кар».

Следующий этап – это чтение небольших стихотворений, лучше всего четверостиший. Конечно же, классикой являются стихи всеми любимой поэтессы Агнии Барто, на которых выросло уже не одно поколение россиян. Такие стихи можно читать начиная примерно с полугода. Примерно в это же время обычно начинают читать и сказки.

Читать ли детям сказки вообще? Если да, то какие? И когда? Сторонники педагогики Монтессори осторожно относятся к чтению сказок. Да и работах самой Марии Монтессори мы можем прочитать, что дети предпочитают не вымысел, а реальность.

Давайте сначала разберемся, что такое сказка и для кого написаны сказки. Сказка – это всегда метафора. Увы, дети не понимают метафор. Это особенность детского мышления.  В сказке нет прямых смыслов, которые важны для детей. Заметим, что большинство сказок созданы для взрослых. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Помните эти слова? Не детям урок, а молодцам! То есть, взрослым людям! Считается (возможно, это вымысел), что Г. Х. Андерсен в ответ на вопрос о том, что в его сказках некоторые вещи не стоит читать детям, сказал: «А при чем здесь дети?»… Сказки Ш. Перро, братьев Гримм, да и народные сказки разных народов преимущественно совсем не для детей. Так, большие вопросы возникают при чтении, например, «Красной Шапочки». Э. Берн задается вопросом о том, не хотела ли мать избавиться от Красной Шапочки, отправив ее одну в лес? Даже те русские народные сказки, которые традиционно считаются детскими, несут в себе совсем не детскую мораль и могут по-разному восприниматься детьми. Некоторые дети плачут, когда им читают о том, что Машенька сломала стул Мишутки («Три медведя»). Поэтому, читая детям сказки, взрослые должны быть готовы обсудить с детьми разные вопросы. А именно, рассказать о том, что раньше люди жили не так, как раньше (и да, ходить детям с лес одним было нормально). Также быть готовым ответить на вопрос, почему Петух зарубил Лису топором («Заяц, Лиса и Петух») и т.д.

Отказаться ли от чтения сказок? Тоже неоднозначный вопрос. Дело в том, что в нашей культуре принято читать детям сказки. И ребенок, который не знает сюжета русских народных сказокможет оказаться аутсайдером в детском саду. Решение должен принять родитель. То же касается и произведений К. Чуковского. Прекрасная рифма и довольно сложное, противоречивое содержание некоторых произведений… Я однозначно рекомендую исключить из библиотечки сказку К. Чуковского «Крокодил».

А что же любят дети? Действительно, дети предпочитают реальность. Они с удовольствием слушают рассказы и стихи о жизни детей. То, что в науке называется социологией повседневности. Поэтому классика и еще раз классика – это то, что любят дети.

Стихи С. Маршака, С. Михалкова, В. Берестова, Е. Благининой,  Б. Заходера, рассказы Л.Н. Толстого (конечно, «Лев и собачка» лучше исключить), К.Д. Ушинского, Л. Воронковой  очень подходят для детей как младшего, так и среднего (и даже старшего) дошкольного возраста.

В среднем дошкольном возрасте  стоит начинать читать стихи и рассказы Е. Чарушина, Д. Мамина-Сибиряка, Н. Некрасова,  В. Катаева. Чуть позже, в старшем дошкольном возрасте, М. Пришвина, В. Бианки, И. Акимушкина, Г. Скребицкого.

По моему мнению, не стоит игнорировать и литературу начала ХХ века. Лично мне очень импонируют рассказы для детей М. Зощенко, а также поэзия абсурдиста Д. Хармса и футуриста В. Маяковского.

Старшим дошкольникам и младшим школьникам обычно очень нравятся рассказы Н. Носова, Б. Житкова, В. Драгунского. Реальная (не сказочная) жизнь привлекает внимание читателей. Возможно поэтому многие дети больше любят не сказочные повести Астрид Линдгрен («Пеппи Длинныйчулок», «Малыш и Карлсон»), а такие повести как «Мадикен и Пимс из Юнибакена», «Мы все из Бюллербю».

Автор: Юлия Гусева, https://firstpsy.com/blogs/articles/chto-chitat-nashim-detyam/

 

comments powered by HyperComments