Все чаще специалисты различных профессий — медики, психологи, педагоги и другие специалисты — уделяют много внимания синдрому дефицита внимания с гиперактивностью. Уже в 1902 году в журнале «Lancet», была напечатана статья английского врача G. F. Still, который связывал гиперактивность с биологической основой, а не с плохим воспитанием, как негласно предполагалось в те времена. Still первым отметил преобладание данного заболевания среди мальчиков и его частую сочетаемость с антисоциальным и криминальным поведением, со склонностью к депрессии и алкоголизму. С того времени было проведено много исследований и написано много работ по проблеме СДВГ.

СДВГ представляет собой большую социальную проблему, так как встречается у достаточно большого числа детей во всех социально-экономических группах.

В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, органическое повреждение головного мозга и психосоциальные факторы, в особенности во время течения беременности и родов. Как правило, одним из психосоциальных факторов является повышенный уровень тревожности у матерей на сроке 11-22 недель, что является предикатом развития СДВГ. Воздействие гормонов стресса на мозг плода нарушают его нормальное развитие, что приводит к изменениям в нейротрансмиттерных системах.

К основным проявлениям СДВГ относятся: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность — повышенная отвлекаемость и снижение концентрации внимания у детей.

Гиперактивность — повышенная двигательная (моторная) активность.

Импульсивность — невозможность контроля над своими импульсами: когнитивная импульсивность (отражает поспешное мышление) и поведенческая импульсивность (отражает трудности при подавлении реакций).

Первые проявления иногда можно диагностировать уже на первом году жизни. Такие дети чрезмерно чувствительны к раздражителям — громко плачут, у них нарушен сон, двигательное беспокойство. Однако эти особенности нельзя однозначно рассматривать как симптомы СДВГ, поскольку число неспокойных, возбудимых детей гораздо больше числа детей, у которых развивается в дальнейшем данное заболевание.

В дошкольном возрасте основное проявление заболевания является гиперактивность. Такие дети много говорят, мешают другим детям, могут без всякой цели ходить по группе. Хотя повышенная активность в этот период может быть вариантом нормального развития, обусловленным темпераментом или жесткими требованиями взрослых. На нарушение указывают тяжесть и хронический характер проблемного поведения. В тяжелых случаях избыточная двигательная активность принимает характер расторможенности.

В возрасте 5-10 лет отмечается наибольшее число детей с СДВГ, что не удивительно. Поскольку в этом возрасте возникает проблема с сохранением внимания или способностью продолжать работу над заданием, пока оно не будет выполнено.

После поступления ребенка в школу проблемы возрастают. Дети становятся чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. Это влияет на школьную дезадаптацию и успеваемость, несмотря на достаточно высокий интеллект. В этом возрасте могут появляться признаки расстройства социального поведения.

Все эти проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения физических и психических нагрузок. В начальной школе часто формируются формы оппозиционно-вызывающего поведения, которое часто сопровождается агрессивностью и лживостью.

Школьная дезадаптация проявляется на трех основных уровнях: когнитивном (неуспеваемость, недостаточность навыков и знаний); личностном (отношение к обучению); поведенческом (нарушение поведения в школе).

50-80% проявлений СДВГ переходят в подростковый возраст. К тому же симптомы СДВГ совпадают с периодом полового созревания. В подростковом возрасте на первое место выходит импульсивность, которая иногда сочетается с агрессивностью. А повышенная двигательная активность может сменяться внутренним ощущением беспокойства.

Эмоциональное развитие подростков с СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. В этом периоде нарастают семейные и школьные трудности. Отмечается наличие тревожно-депрессивных расстройств.

Взрослые с СДВГ характеризуются повышенным числом несчастных случаев, перемен мест работы, разводов. У них чаще встречаются депрессивные, тревожные и соматоформные расстройства (вегето-сосудистая дистония). А также поведенческие расстройства.

Часто СДВГ сопутствуют и другие расстройства: тики, головные боли, напряжения, тревожно-депрессивные, тревожно-фобические расстройства, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), сомнамбулизм (снохождение).

Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. Психотерапевтические методы включают: комплекс развивающих игр, позволяющих изолированно воздействовать на отдельные элементы синдрома; поведенческая терапия в соответствии с когнитивной, суггестивной и другими видами психотерапии; использование различных видов индивидуальной и групповой психотерапии, направленной на разрешение внешних и внутренних психогенных конфликтов, личностный рост, эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Во избежание выраженных поведенческих нарушений у детей и подростков с СДВГ, лечение лучше всего начинать в дошкольном или младшем школьном возрасте.

Выбор методов коррекции детей и подростков с СДВГ обусловлен как индивидуальными особенностями, так и степенью выраженности основных проявлений СДВГ, а также наличию сопутствующих нарушений.

Автор: Анна Ананич, https://firstpsy.com/blogs/articles/osnovnye-svedeniya-o-sdvg/

comments powered by HyperComments