Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так:

«Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают  здоровое функционирование психики».

На практике, работа ребенка с песком и фигурками просто фантастически быстро снимает его напряжение и гармонизирует  его отношения с внешним миром:

Кирилл, 5 лет — агрессивен, со сверстниками в группе дерется.

После трех сеансов песочной терапии — ребенок становится более спокойный, поведение выравнивается, играет  с детьми бесконфликтно.

Вита, 11 лет — грубит учительнице, дерется с одноклассниками, очень обидчива.

Уже после первого сеанса песочной терапии — наладились взаимоотношения с учительницей, после трех сеансов — расширила круг своих друзей в классе, после 5 сеансов, стала спокойней дома и беспроблемной в школе.

Федор,  2.5 года — два дня в депрессии — после аварии (сидел в машине, когда в нее врезалась другая машина). Не играет с детьми и игрушками, молчит, безразличен ко всему. После сеанса песочной терапии (совместно с братом 5 лет) уходит из кабинета с улыбкой и тянется к игрушкам и к другим детям.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Песочная терапия помогает:

— развить более позитивную Я-концепцию;

— стать более ответственным в своих действиях и поступках;

— выработать большую способность к самопринятию;

— в большей степени полагаться на самого себя;

— овладеть чувством контроля;

— развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

— развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств.

Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка.

В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать.

Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера).

Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание.

Дети  с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения.

Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву».

Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.

Автор: Овсяник Людмила Михайловна, https://firstpsy.com/blogs/articles/pesochnaya-psihoterapii-sandplay-v-rabote-s-detmi/

comments powered by HyperComments